Основы-предпр-деятельноси РП 10-12 кл 2023-24

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации Сысертского городского округа
МАОУ ВСОШ

РАССМОТРЕНО
Зам.директора по УВР
_________________________
Удачина М.В.

УТВЕРЖДЕНО
И.О. директора
_________________________
Козырев К.А.

Приказ№ 45-ОД
От «31» августа 2023 г.

Приказ № 45-ОД
От «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы предпринимательской
деятельности»
для обучающихся 10 - 12 классов

Сысерть, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предпринимательство играет огромную роль в жизни общества. Вопервых, потому что обеспечивает людей материальными условиями их
существования - продуктами питания, одеждой, жильём и иными предметами
потребления. Во-вторых, потому что экономическая сфера охватывает широкую
область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей,
народное хозяйство в целом, финансы, денежное обращение. Кроме того,
существует прямая зависимость между состоянием экономики и уровнем жизни
населения.
Таким образом, экономическое образование является обязательной и
неотъемлемой частью общего образования на всех уровнях школы.
Изучение Основ предпринимательской деятельности на уровне среднего
общего образования направлено на достижение следующих целей:
 формирование
представлений
об
экономической
науке
как
универсальном языке, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и
методах экономики;
 развитие
логического
мышления,
алгоритмической
культуры,
критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе
по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
 овладение экономическими знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной жизни, для изучения школьных социально-гуманитарных
дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не
требующих углубленной экономической подготовки;
 воспитание средствами экономики культуры личности: отношения к
экономике как к части общечеловеческой культуры: знакомство с историей
развития экономики, эволюцией экономических идей, понимания значимости
экономики для общественного прогресса;
 формирование у обучающихся гражданской ответственности и
правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности,
инициативности, способности к успешной социализации в обществе, готовности
обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности.
Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися
требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами. При изучении курса
«Основы предпринимательской деятельности» продолжаются и получают
развитие содержательные линии: "Экономическое содержание собственности",
"Предпринимательская деятельность: сущность и функции", "Формы
организации предпринимательской деятельности", "Рынок и его экономическое
обоснование", "Рыночные механизмы в государственном регулировании
экономики".

Место учебного курса в учебном плане
Преподавание предмета «Основы предпринимательской деятельности»
2

ведется в 10-11 классах по 0,5 часа в неделю (по 17.5 часа *2), в 12 классе 1 час в
неделю (35 часов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
 Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств,
обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно
важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики,
сокращения природных ресурсов;
 формирование системы знаний об экономической жизни общества,
определение своего места и роли в экономическом пространстве;
 воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей
природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной
ценности.








Метапредметные результаты
овладение умение формулировать представления об экономической науке
как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности
применения экономического анализа для других социальных наук,
понимание сущности основных направлений современной экономической
мысли;
овладение обучающимися навыкам самостоятельно определять свою
жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя
правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их
основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации
с целью разрешения имеющихся проблем;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
полученную в процессе изучения общественных наук; вырабатывать в себе
качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях,
закрепленных в Конституции Российской Федерации;
генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по
вопросам как экономического развития Российской Федерации, ьак и
мирвого сообщества; умение применять исторический, социологический,
юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений.

Предметные результаты 10 – 11 КЛАСС
В результате изучения учебного курса «Основы предпринимательской
деятельности» обучающиеся научатся:
 раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
 конкретизировать примерами основные факторы производства и
факторные доходы;
 объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры
действия законов спроса и предложения;
 оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую
жизнь, поведение основных участников экономики;
3

 различать формы бизнеса;
 извлекать социальную информацию из источников различного типа о

тенденциях развития современной рыночной экономики;
 различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
 различать деятельность различных финансовых институтов, выделять
задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в
банковской системе РФ;
 различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия
инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
 выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать
механизм их взаимодействия;
 определять причины безработицы, различать ее виды;
 высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной
политики в области занятости;
 объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки
зрения экономической рациональности, анализировать собственное
потребительское поведение;
 анализировать практические ситуации, связанные с реализацией
гражданами своих экономических интересов;
 приводить примеры участия государства в регулировании рыночной
экономики;
 высказывать обоснованные суждения о различных направлениях
экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь
общества;
 различать важнейшие измерители экономической деятельности и
показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой
внутренний продукт);
 различать и сравнивать пути достижения экономического роста;
 выделять и формулировать характерные особенности
рыночных структур; выявлять противоречия рынка;
 раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
 раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
 различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
 определять практическое назначение основных функций менеджмента;
 определять место маркетинга в деятельности организации;
 применять полученные знания для выполнения социальных ролей
работника и производителя; оценивать свои возможности трудоустройства в
условиях рынка труда;
 раскрывать фазы экономического цикла;
 высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии
процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и
национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям
экономической глобализации;
4

извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития
России.
12 КЛАСС
В результате изучения учебного курса «Основы предпринимательской
деятельности» на уровне среднего общего образования выпускник научится:
 раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
 конкретизировать примерами основные факторы производства и
факторные доходы;
 объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры
действия законов спроса и предложения;
 оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую
жизнь, поведение основных участников экономики;
 различать формы бизнеса;
 извлекать социальную информацию из источников различного типа о
тенденциях развития современной рыночной экономики;
 различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
 различать деятельность различных финансовых институтов, выделять
задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в
банковской системе РФ;
 различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия
инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
 выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать
механизм их взаимодействия;
 определять причины безработицы, различать ее виды;
 высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной
политики в области занятости;
 объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки
зрения экономической рациональности, анализировать собственное
потребительское поведение;
 анализировать практические ситуации, связанные с реализацией
гражданами своих экономических интересов;
 приводить примеры участия государства в регулировании рыночной
экономики;
 высказывать обоснованные суждения о различных направлениях
экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь
общества;
 различать важнейшие измерители экономической деятельности и
показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой
внутренний продукт);
 различать и сравнивать пути достижения экономического роста;
 выделять и формулировать характерные особенности
рыночных структур; выявлять противоречия рынка;
 раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
 раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
5

обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
 различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
 определять практическое назначение основных функций менеджмента;
 определять место маркетинга в деятельности организации;
 применять полученные знания для выполнения социальных ролей
работника и производителя; оценивать свои возможности трудоустройства в
условиях рынка труда;
 раскрывать фазы экономического цикла;
 высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии
процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и
национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям
экономической глобализации;
извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития
России.
10 класс 17,5 часов
Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской
деятельности (Становление предпринимательской
деятельности)
1.1
Введение. Что такое предпринимательство?
1.2
История предпринимательства в России.
Понятие, цели и задачи предпринимательской
деятельности
1.3
Формы и виды предпринимательской деятельности
(Выбор вида деятельности)
1.4
Организационно-правовые формы предпринимательства
1.5
Индивидуальное предпринимательство
1.6
Малое предпринимательство
1.7
Обобщающее занятие по теме «Становление
предпринимательской деятельности»
Раздел 2. Основы создания и развития коммерческих
организаций
2.1
Этапы, порядок создания нового предприятия
2.2
Порядок государственной регистрации предприятия.
Учредительные документы предприятия. Формирование
уставного фонда предприятия.
2.3
Общая система налогообложения. Упрощенная система
налогообложения
2.4
Патентная система налогообложения. Налог на вмененный
доход
Раздел 3. Производство товаров и услуг как основа
предпринимательства
3.1
Предпринимательская идея
6

8

1
1

1
1
2
1
1
4
1
1

1
1
6,5
1

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

Что производить? Для кого производить? Как
производить?
Проект создания собственного дела
Я первооткрыватель! (инновационное
предпринимательство)
Информационные технологии в предпринимательстве
Обобщающее занятие по теме «Производство товаров и
услуг как основа предпринимательства

11 класс 17,5 часов
Раздел 1. Прибыль как цель предпринимательства
1.1
Образование прибыли предприятия
1.2
Источники финансирования предприятия
1.3
Основные показатели деятельности предприятия
1.4
Рост и развитие, или отчет и отчетность
1.5
Основы бухгалтерского учета
1.6
Обобщающее занятие по теме «Прибыль как цель
предпринимательства
Раздел 2. Затраты и результаты предпринимательской
деятельности
2.1
Виды затрат. Бухгалтерские и экономические затраты
2.2
Краткосрочный долгосрочный периоды. Постоянные и
переменные затраты
2.3
Общие, средние, предельные издержки
2.4
Понятие выручки. Общая, средняя, предельная выручка
2.5
Прибыль как источник развития фирмы, как доход
предпринимателя
2.6
Бухгалтерская, экономическая, нормальная прибыль
2.7
Обобщающее занятие по теме «Затраты и результаты
предпринимательской деятельности»
Раздел 3. Составляющие успешности предпринимательской
деятельности
3.1
Менеджмент, или управляй эффективно
3.2
Маркетинг, или советуйся с покупателями
3.3
Личность предпринимателя
3.4
Реклама
3.5
Обобщающее занятие по теме «Составляющие
успешности предпринимательской деятельности»
12 класс 35 часов
Раздел 1. Маркетинговая деятельность
1.1
Теория и практика маркетинга. Развитие отечественного
маркетинга. Специалист по маркетингу
7

1
1
1
1
0,5

6
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1

5
1
1
1
1
0,5

8
1

1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7

Структура бизнес-плана.
Маркетинговый план
Сегменты рынка. Маркетинговое исследование рынков
Товарная политика: жизненный цикл товара, стратегия
новых товаров
Экономический смысл рекламы. Виды рекламы. Буклет
как популярный вид рекламы
Рекламная деятельность в России. Государственное
регулирование рекламы
Обобщающее занятие по теме «Маркетинговая
деятельность»

2
1
1
1
1
1

Раздел 2. Управление предприятием
2.1
Менеджмент. Стратегия управления предприятием.
2.2
Правила приема на работу. Собеседование.
Профессиональные пробы
2.3
Экономические методы стимулирования работников.
Психологический тренинг
2.4
Этика деловых отношений
2.5
Конфликты. Межличностные стили разрешения
конфликтов
2.6
Обобщающее занятие по теме «Управление
предприятием»

7
2
1

Раздел 3. Мотивация предпринимательской деятельности
3.1
Правовая грамотность предпринимателя
3.2
Обучение предпринимательству в зарубежных странах
3.3
Самоменеджмент в деятельности предпринимателя
3.4
Мотивация в деятельности предпринимателя
Обобщающее занятие по теме «Мотивация
предпринимательской деятельности»

5
1
1
1
1
1

Раздел 4. Конкуренция
4.1
Конкуренция как основа успешного экономического
развития. Виды конкуренции
4.2
Методы антимонопольного регулирования и защиты
конкуренции
4.3
Деятельность фирмы в условиях совершенной
конкуренции
4.4
Деятельность фирмы в условиях монопольной
конкуренции
4.5
Обобщающее занятие по теме «Конкуренция»

5
1

8

1
1
1
1

1
1
1
1

Раздел 5. Бухгалтерский учет в предпринимательской
деятельности
5.1
Понятие о бухучете и его роль в управлении фирмой.
5.2
Функции бухгалтера в фирме. Книга учета доходов и
расходов.
5.3
Заработная плата. Виды заработной платы
5.4
Финансовый план как основная часть бизнес-плана
5.5
Финансовый план как основная часть бизнес-плана

5

Раздел 6. Моделирование бизнес - идеи
6.1
Бизнес-план. Основные этапы составления бизнес-плана:
общие исходные данные и условия, стадия проекта;
оценка рынков и мощность предприятия,
капиталовложения в основные средства и нематериальные
активы, месторасположение, прямые материальные
затраты на производство продукции, организационная
структура, численность персонала и затраты на оплату
труда, оценка рисков, сроки осуществления проекта.
6.2
Пример расчета бизнес-плана. Инфраструктура поддержки
малого предпринимательства
6.3
Составление, расчет бизнес - плана
6.4
Защита бизнес проекта. Оценка бизнес - проекта

5
2

9

1
1
1
1
1

1
1
2

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».