РП по ВР 24-25 (1)

«Принято» Протокол заседания
Педагогического совета муниципальное
автономное общеобразовательное
учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная
школа» г. Сысерть
No 9 от « 12 » 11. 2024 г.
число, месяц, год

«Утверждаю» И. о. директора
муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная
школа» г. Сысерть
К.А. Козырев
Приказ № 26/3 -ОД от «15 » 11. 2024 г
число, месяц, год

«Согласовано» Протокол заседания
Первичной профсоюзной организации
муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная
школа» г. Сысерть
М. В. Удачина No 9 от «12 » 11.2024 г.
число, месяц, год

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Г. Сысерть, 2024

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ........................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ............................................................................................ 4
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся ....................................................... 4
1.2. Направления воспитания............................................................................... 5
1.3. Целевые ориентиры результатоввоспитания ............................................. 8
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ....................................................................... 14
2.1. Уклад МАОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная
школа» г. Сысерть……………………………..................................................... 14
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности....................... 15
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.................................................................... 25
3.1. Кадровое обеспечение.................................................................................... 26
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ....................................................... 26
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями ...................................................................... 27
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся....................................................................... 28
3.5. Анализ воспитательного процесса................................................................ 30

2

Пояснительная записка
Программа разработана с учётом нормативно правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана
мероприятий по её реализации в 2021-2025 годах (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400);
Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права
и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в т.ч.
укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов
освоения программ ООО, СОО.
Рабочая программа воспитания реализуется (2 года ) в единстве урочной и
внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей
и другими институтами воспитания.
Содержание рабочей программы воспитания вместе с другими программами направлено
на достижение единых результатов ФОП.
Программа воспитания является системообразующим ресурсом проектирования
воспитательной деятельности в образовательной организации - в ней аккумулируются заданные
в ФОП единые требования к результатам воспитания для всех программ в рамках урочной и
внеурочной деятельности.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса
всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими программами
воспитания для организаций среднего общего образования и среднего профессионального
образования.
Рабочая программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности;
- разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления: Совета
обучающихся и Совета родителей (законных представителей);
- реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания;
- предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и
ценностей;
- предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение — календарный план воспитательной работы.
3

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники
общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители),
представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в
соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами МАОУ
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». Родители (законны представители)
несовершеннолетних
обучающихся
имеют
преимущественное
право
на
воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной
организации
определяется
содержанием
российских
базовых (гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской
Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает
духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в
МАОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная
школа» планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в
сфере
воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей
российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой
к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цель воспитания обучающихся:
- создание условия для самоопределения и социализации на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства;
1.2. Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
- усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение
соответствующего
этим
нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС.
1.3. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ
включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей
самостоятельности
и
инициативы,
готовность
обучающихся
к
саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МАОУ ВСОШ г.Сысерть планируется и
осуществляется на основе
аксиологического,
антропологического, культурноисторического,
системно-деятельностного,
личностно-ориентированного
подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования
нравственному
примеру, безопасной жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
4

1.4. Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с
ФГОС и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
 гражданского
воспитания
способствующего
формированию
российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
 патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;
 духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
 эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
 физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
 трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды;
 ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.5. Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования
определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе
российских базовых (гражданских, конституционных) ценностей, обеспечивают единство
воспитания, воспитательного пространства.

Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине —
России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
5

уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе,
гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.
Региональный компонент
Соблюдающий этические нормы и стандарты поведения в образовательной организации и на
воспитательных мероприятиях за пределами школы.
Показателями эффективности реализации направления:
-проявление у обучающихся постоянного и устойчивого интереса к познанию истории и
культуры Свердловской области, г. Сысерть;
-имеет представление o своей стране, испытывает чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям;
-узнаёт флаг, герб, гимн России, символику своего региона, района и города, уважительно
к ним относится;
- имеет первичный опыт деятельности и поведения в соответствии с базовыми ценностями,
нормами и правилами российского общества.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского
языка, проявляющий интерес к чтению.
Региональный компонент
- имеет навыки безопасного поведения;
- имеет
навыки
поведения в
стандартных ситуациях, соответствующие
общепринятым нравственным нормам;
- имеет первоначальные представления об истории России, ее
главных
событиях,
осознает значимость исторических событий;
- осознает нравственную ценность поступков людей;
- проявляет устойчивый интерес к истории Свердловской области, г. Сысерть, гордится
боевыми подвигами народа России;
- имеет представления о своем крае, об истории возникновения родного города(поселка) и
края, основных достопримечательностях, культурных и природных богатствах региона,
труде людей;
- проявляет интерес к объектам других национальных культур, потребность получения
информации о них (язык, одежда, искусство, обычаи, национальная кухня, игры ); проявляет
толерантность и уважение по отношению к представителям других национальностей.
Показателями
эффективности
реализуемого направления:
- владение первичными представлениями о базовых ценностях, приобретение первичного
опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями,
нормами и правилами, принятыми в обществе;
- устойчивый интерес к знаниям исторического характера,
- культурному наследию, обычаям, традициям, праздникам своего края на основе
6

регионального компонента;
-владение способами поведения, адекватными знаниями о культурных ценностях народа,
осознание возможности своего участия в сохранении и преумножении культурных
достижений города, села, области.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве
людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового
и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в
быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Региональный компонент
Имеет представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с
конкретными видами труда;
Уважение к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда;
Желание включаться в повседневные трудовые дела в школе и семье.
Показателями эффективности
реализуемого направления:
- проявляет самостоятельность и инициативу в труде;
- проявляет познавательный
интерес
к
профессиям, предметному миру,
созданному человеком;
- добросовестно выполняет трудовые поручения в школе и семье;
- проявляет инициативность
и
самостоятельность в
процессах
самообслуживания .
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих
вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность
в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
7

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других
людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в
прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Региональный компонент
Знающий и уважающий культуру Свердловской области;
Сознательное и ответственное отношение к участию в мероприятиях патриотической
направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий
духовно-нравственную культуру своего
народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
8

воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
части духовной культуры своего народа, российского общества.
Региональный компонент
Знакомство обучающихся с ценностными основами бытия и идеалами народов России в
разные исторические эпохи;
Организация опыта реализации обучающимися своего
творческого потенциала в
рамках национальной культуры и этических норм;
Моделирование ситуаций успеха в социальных и культурных акциях при поведении с
опорой на национальные ценностные ориентиры и традиции.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение
людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов,
потребностей.
Региональный компонент
- включение обучающихся в трудовую деятельность в рамках разнообразных группкоманд, включая разновозрастные;
9

- включение обучающихся в трудовую деятельность в роли исполнителя, партнера,
наставника, руководителя-организатора;
- моделирование ситуаций успеха в трудовой деятельности при соблюдении норм
трудовой этики.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой
среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Целевые

ориентиры

результатов

воспитания

на

уровне

среднего

общего

образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно
выражающий
свою
российскую
гражданскую
принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней
российской
государственности,
с
Российским
государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и
защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным,
национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом
самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу.
10

Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
Региональный компонент
Осознание
российской
культурной
идентичности
в
поликультурном,
многонациональном и многоконфессиональном российском обществе.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре
народов
России
с
учётом
мировоззренческого,
национального,
конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с
осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических
групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с
учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного
согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных
национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от
родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и
мировой духовной культуры.
Региональный компонент
Организация
опыта реализации обучающимися
своей гражданской позиции
в пространстве образовательной организации и микросоциуме;
Моделирование ситуаций успеха в социальных и культурных акциях при поведении с
опорой на национальные ценностные ориентиры и традиции.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и
мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального
воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать
это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
11

благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и
здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного
поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного
поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и
психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального,
психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться
к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям
(социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих
земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения
российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду
в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской
деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к
непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей
своей семьи, общества.
Региональный компонент
Готовности самостоятельно целенаправленно осваивать сферу выбранного круга
профессий, с ориентацией на профессионализм и социальную значимость труда.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на
глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого
природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом своих интересов, способностей, достижений.
12

Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни
российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.

13

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
МАОУ ВСОШ г. Сысерть – это кирпичное здание 1803 года постройки.
Статус вечерней школы позволяет обеспечить доступность и равные возможности
получения полноценного образования для тех, кто по каким-либо причинам не смог его
получить в своё время. Это взрослые люди, совмещающие учёбу с работой. Так же
значительную часть контингента составляют подростки, начиная с 14 лет. Большинство из
них не имеют за плечами положительной образовательной истории. Причины разные:
отсутствие
мотивации
к обучению,
слабое
физическое
здоровье,
неблагополучные и неполные семьи, находящиеся в социально опасном положении,
проблемы с правоохранительными органами.
Таким образом, обучающиеся МАОУ ВСОШ г. Сысерть являются ярким примером
людей
с потерянными
«жизненными ориентирами», с утраченными способами
самоутверждения, с нарушенной самооценкой, что сказывается на качестве признания их
обществом, сужении жизненных перспектив, на негативном отношении к школе.
Учитывая
эти
особенности,
немногочисленный,
но
сильный
и
доброжелательный педагогический коллектив строит образовательный и воспитательный
процесс, опираясь на индивидуальный подход к личности обучающегося. Также учитывается
положительное влияние окружающей среды, которое
включает
в
себя:
уважение к ребенку,
наличие положительных
стереотипов
поведения,
избегание авторитарных стилей воспитания со стороны родителей и учителей, уважительное
отношение к обучающимся; построение педагогического процесса, направленного на
развитие способностей и умений каждого обучающегося.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации
на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности своей школы.
Свою «миссию» педагогический коллектив видит в том, чтобы дать обучающимся
глубокие, прочные знания, создать условия для развития и реализации их интеллектуального и
творческого потенциалов, воспитать нравственную, физически здоровую личность, способную
успешно реализовать себя в современной жизни.
В школе развита психолого-педагогическая служба: педагог-психолог, социальный
педагог, классные руководители. Основное направление работы - изучение личности
школьника с целью создания для него более комфортных условий для обучения и развития.
Нравственно-психологический климат в школе положительный.
В школе созданы условия, способствующие реализации познавательных возможностей
обучающихся в контексте ФГОС общего образования и среднего общего образования. Это и
материально-технические условия, и учебно-методические
ресурсы.
Работа
с
обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности развивает их личные
способности, социализирует, готовит к успешной деятельности в будущем.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
- основные школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ результатов каждого основного дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в
совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую
функции.
За многие годы в школе сложились традиционные основные дела: линейка, посвященная
Дню знаний и Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя, новогодние
14

огоньки, месячник оборонно-массовой работы, дни здоровья, экологические субботники,
мероприятия ко Дню Победы.
В процессе воспитания школа сотрудничает с Центром воспитательной работ г.
Сысерть, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр
детского технического творчества Сысертского городского округа»; Сысертский Дворец
культуры имени И.П. Романенко; МО МВД России «Сысертский» (ПДН, ГИБДД);
Государственное казенное учреждение «Сысертский центр занятости»;112 пожарноспасательная часть 60 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Свердловской
области; КЦСОН «Сосновый бор» г. Сысерть; Отдел молодежной политики, физической
культуры и спорта Администрации Сысертского района. Местное отделение СО общественной
организации ветеранов войны и труда, боевых действий, государственной службы СГО;
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Модуль «Урочная деятельность»
Большая роль в воспитании обучающихся МАОУ ВСОШ г. Сысерть отводится
реализации воспитательного потенциала уроков. Это предполагает следующее:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе
исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам целевых
ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков,
занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов тематики в
соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми
ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной
деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая
учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации,
установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями,
дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения
индивидуальных потребностей, обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов,
занятий, мероприятий календарного плана воспитательной работы:
курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической,
краеведческой, историко-культурной направленности;
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам
народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно15

историческому краеведению;
курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности;
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности (сбор макулатуры,
участие в экологических субботниках);
занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров
(участие в выставках, конкурсах художественного творчества);
курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и
социализации обучающихся, предусматривает следующие позиции:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической
направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения
обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке
таких правил поведения в школе;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их
поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск
решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и
вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
регулярные
консультации
с
учителями-предметниками,
направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение
и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний, реализацию
общешкольной программы «Всеобуч», информирование родителей об успехах и проблемах
обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, в школе; привлечение родителей (законных
представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных
дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
16

Модуль «Основные школьные дела»
Основные дела школы – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогическими работниками и
обучающимися. Основные дела обеспечивают включенность в них большого числа
обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе.
Для этого в школе используются следующие формы работы:
 общешкольные праздники, ежегодные творческие мероприятия, связанные с
общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все
классы;
 участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире;
 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов
в общеобразовательной организации, обществе;
 церемонии награждения (по итогам учебной четверти, года) обучающихся и педагогов
за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей
местности;
 социальные проекты, совместно с разрабатываемые и реализуемые обучающимися и
педагогическими работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы
дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности;
 праздники, фестиваля, представления в связи с памятными датами, значимыми
событиями, проводимые для жителей поселка совместно с семьями обучающихся;
 разновозрастные сборы гражданской, патриотической, экологической, трудовой,
спортивно-оздоровительной направленности;
 вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела, помощь
обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнёрами (Первомайская демонстрация, Бессмертный полк и др.);
внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в школе учебным предметам, курсам;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, библиотеку, на предприятие и др.),
организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации,
проведению, оценке мероприятия;
 походы, экскурсии, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных
мест, событий, биографий, проживавших в этой местности российских поэтов и писателей,
деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе
которых
складывается
детско-взрослая
общность,
характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.

17

Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация
воспитательного
потенциала
предметно-пространственной
среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе:
 оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школу государственной
символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования (флаг, герб);
 организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
 размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и
исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических,
художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с
изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных
исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства,
военных, героев и защитников Отечества;
 изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы
России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры
народов России;
 организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового
пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной
направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна
Российской Федерации;
 разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
«мест гражданского почитания» в помещениях школы для общественно-гражданского
почитания лиц, памятных досок;
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл,
рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию
позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об
интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
 разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации (эмблема,
флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как повседневно, так и в
торжественные моменты;
 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих
с работами друг друга;
 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение
территории при общеобразовательной организации;
 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего
использования свои книги, брать для чтения другие;
 деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их
родителями по благоустройству, оформлению школьных классов, пришкольной территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций, фотозон и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и
безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
18

Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
создание и деятельность в МАОУ ВСОШ г. Сысерть, в классах представительных
органов родительского комитета школы, классов, участвующих в обсуждении и решении
вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в
Родительском комитете общеобразовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания
по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и
воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать
уроки и внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям,
педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением
актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых
родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей,
социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться
опытом;
родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной организации, интернетсообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы, согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей
(законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,
приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Модуль «Самоуправление»
Детское самоуправление в школе осуществляется через:
 организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
обучающихся), избранных обучающимися;
 представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в
процессе управления общеобразовательной организацией (Родительский комитет школы);
 защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся (работа службы медиации (примирения);
 участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной
работы, в анализе воспитательной деятельности в общеобразовательной организации.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в общеобразовательной
организации предусматривает:
 организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
 проведение мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности,
выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным
направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
19

 проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
социальных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и
т. д.);
 разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с
девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной
организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными
партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в
деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в
социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного
движения,
противопожарной
безопасности,
антитеррористической
и
антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
 организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативным воздействиям, групповому давлению;
 профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы,
спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной,
религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.);
 предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным
поведением и др.);
 профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
Модуль «Социальное партнёрство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает:
 участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве (сетевое взаимодействие с ЦВР), в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной
работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники,
торжественные мероприятия и т. п.);
 участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных
занятий,
внешкольных
мероприятий
соответствующей
тематической
направленности;
 проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности;
 проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем,
касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона,
страны;
 реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися,
педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

20

В целях наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся,
организации работы по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому,
физическому, экологическому и трудовому воспитанию, безопасности жизнедеятельности,
обеспечения разнообразия видов деятельности в системе дополнительного образования детей, а
также для создания условий функционирования единого образовательного пространства
школой организовано взаимодействие с организациями, учреждениями и предприятиями
района и города.
№

Организация, учреждение,
предприятия

1

Отдел образования
СГО

2

Комиссия по делам несовершеннолетних
и защите их прав СГО, ОДНО МВД,
ГИБДД ОМВД России

3

4

5
6

7

8
9

администрации

Направления сотрудничества
Обмен опытом. Вовлечение обучающихся,
специалистов школы. В конкурсы, мероприятия,
проекты,
акции различных уровней.

Профилактика
правонарушений,
преступлений
и
безнадзорности
несовершеннолетних,
снижение
уровня
семейного
неблагополучия,
защита
и
восстановление прав и законных
интересов несовершеннолетних.
ГАУЗ СО «Сысертская центральная
Физическое
воспитание,
мониторинг
районная больница»
состояния здоровья, организация и
проведение лекториев для учащихся, их
родителей(законных
представителей),
проведение
совместных
опросов,
диагностическая деятельность.
Прокуратура
Профилактика случаев применения к
учащимся
методов воспитания,
связанных с физическим, психическим и
иным насилием над
личностью
ребенка
со
стороны
родителей
(законных
представителей),
ненадлежащего исполнения родителями и
иными лицами обязанностей по воспитанию
детей,
профилактика правонарушений и
преступлений, суицидальных
попыток,
нарушений прав несовершеннолетних.
Отдел опеки и
попечительства
Профилактика
нарушения
прав
администрации СГО
несовершеннолетних.
КЦСОН «Сосновый бор» г. Сысерть
Организация помощи детям и семьям,
нуждающимся
в
социальной
и
педагогической помощи, патронажи
семей, находящихся
в
социально
опасном положении и иной трудной
жизненной ситуации,
проведение
совместных
мероприятий,
оказания
помощи семьям.
Муниципальное бюджетное учреждение
Обмен
опытом.
Организация
дополнительного образования «Центр
занятости,
дополнительного
детского технического творчества
образования
обучающихся,
вовлечение
Сысертского городского округа»
учащихся
в
творческие
конкурсы,
различные
районные
мероприятия,
развитие
творческих
способностей
учащихся.
Государственное казенное учреждение
Организация занятости, временного
«Сысертский центр занятости»
трудоустройства обучающихся.
ГАПОУ СО ССЭТ «Родник»

Обмен опытом. Профориентация.

10

Сысертский Дворец культуры имени
И.П. Романенко;

Вовлечение учащихся в творческие конкурсы,
культурно-развлекательные мероприятия города,
организация досуга,
развитие
творческих
способностей учащихся.

11

Муниципальное бюджетное учреждение
культуры «Сысертская районная
библиотека»;

Гражданско-патриотическое,
духовнонравственное,эстетическоевоспитание,
вовлечение учащихся в различные
мероприятия, конкурсы.

12

Отдел молодежной политики,
физической культуры и спорта
Администрации

Физическое
воспитание,
организация
спортивных
соревнований,
праздников,
профилактика
вредных
привычек,
формирование прочных установок на ведение
здорового образа жизни
Гражданско-патриотическое,
духовнонравственное
воспитание
школьников,
профилактика правонарушений.

Сысертского района
13

Местное отделение СО общественной
организации ветеранов войны и труда,
боевых действий, государственной
службы СГО

Модуль «Профориентация»
Профориентационная работа - это педагогическое сопровождение непрерывного
процесса определения школьником своей позиции по отношению к труду и профессиям, то есть
сопровождение
его
профессионального
самоопределения.
А
профессиональное
самоопределение школьника – это всегда сознательный акт выявления, утверждения и
реализации такой позиции. Его результативность выражается в готовности старшеклассника к
анализу, оцениванию, корректированию, утверждению и, при необходимости, пересмотру
собственной позиции в сфере профориентации.
Профориентационная работа предполагает сочетание специально организованных
процедур: практического знакомства ребенка с содержанием образовательной и
профессиональной деятельности по тому или иному направлению; информационной поддержки
выбора ребенком направления дальнейшего образования и активизирующих способов помощи
ребенку в профессиональном выборе.
Реализация
воспитательного
потенциала
профориентационной
работы
общеобразовательной организации предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
профориентационные
игры (игры-симуляции, деловые
игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящённых
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов
по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных
особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии.
22

Профориентационная работа в МАОУ ВСОШ г. Сысерть, охватывает обучающихся
8-12 классы.
Для обучающихся 8 - 12 классов, включая детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, родителей и педагогов, представителей среднего
профессионального и высшего образования, работодателей района будет реализован
профориентационный минимум на Основном уровне (не менее 60 часов) на основе Проекта
профессиональной ориентации обучающихся "Билет в будущее».
Цель реализации основного уровня - формирование готовности к профессиональному
самоопределению обучающихся 8 - 12 классов общеобразовательных организаций.
Задачи основного уровня:
- построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся,
основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего,
практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС
и вовлечении всех участников образовательного процесса;
- систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей
профессиональной ориентации обучающихся;
- разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам ( 8 - 9 и
10 - 12 класс);
- разработка плана профориентационной работы с обучающихся с ОВЗ по разным нозологиям и
возрастам;
- выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и
внешней (знаниевой) сторон готовности к профессиональному самоопределению у
обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после
участия в профориентационной программе;
- формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению
образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности,
интересов, способностей, доступных им возможностей;
- информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального
образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем
будущем профессиями, и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий,
в т.ч. профессиональных проб;
- формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для
осуществления
всех этапов карьерной
самонавигации,
приобретение и
осмысление профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов
территориальной среды профессионального
самоопределения,
самооценки,
успешности
прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования
индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом
имеющихся компетенций и возможностей среды;
- совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за
профориентационную работу в МАОУ ВСОШ г. Сысерть,
(педагогов-навигаторов) по
формированию осознанности обучающихся и их готовности к профессиональному
самоопределению через прохождение программы дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации);
- повышение активности и ответственности родителей в целях содействия
обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.
Данная работа предусматривает все виды активности (видеоконтент, статьи с
описанием профессий, в том числе профессий будущего, тематические онлайн-уроки, методы
диагностики, мероприятия
в рамках
партнерского формата с работодателями,
профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями
высшего образования, профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки,
статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей
обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.

23

Модуль «Детские общественные объединения»
Детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся
на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения.
Особенностью большинства детских общественных объединений МАОУ ВСОШ г.
Сысерть, является их разновозрастность, т.е. наличие в объединении ребят разного
возраста, объединенных в рамках общей, совместной, социально значимой деятельности.
Важнейшей составляющей работы детского общественного объединения является
совместная социально значимая деятельность ребят и взрослых. В МАОУ ВСОШ г.
Сысерть действуют разнонаправленные детские общественные объединения: первичное
отделение Всероссийского общества РДДМ «Движение первых», волонтерский отряд «Яволонтер».
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности
на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерский отряд «Яволонтер» осуществляет свою деятельность планово и событийно: проведение разовых
акций, которые носят масштабный характер, проводятся на уровне школы.
Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность
обучающихся, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом
Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота,
уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться,
слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом: На
внешкольном уровне:
 участие обучающихся в организации культурных,
спортивных,
развлекательных мероприятий районного уровня;
 участие школьников в организации культурных, спортивных,
развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе районного
характера);
 посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, а также
детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
 инициирование членами волонтерского отряда «Я-волонтер» проведения
социальных акций, культурно просветительских и развлекательных мероприятий для
воспитанников детских садов, пожилых людей;
 совместная деятельность с учреждениями культуры (ДК и библиотека, ЦВР,
ДЮСШ) – в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий
для посетителей этих учреждений, в помощи по благоустройству территории
данных учреждений;
 участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к
сбору помощи для нуждающихся.
На уровне школы:
 участие обучающихся в организации праздников, торжественных
мероприятий, акций;
 участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа
на пришкольной территории, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками,
уход за малыми архитектурными формами).
Детское общественные объединение «Движение первых» образовались в школе
сравнительно недавно.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРАХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
РЕАЛИЗАЦИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Для реализации программы воспитания МАОУ
ВСОШ
г.
Сысерть укомплектован
квалифицированными специалистами. Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым
составом, включающим директора, заместителя директора по у ч е б н о - воспитательной работе,
социальный педагог, педагог - психолог, классные руководители, библиотекарь.
В каждом модуле при его реализации могут принимать участие разные специалисты школы, а также
представители других организаций, социальных партнеров.
Кадровое обеспечение воспитательной деятельности в техникуме осуществляется следующим образом.
№

Должность

Функционал

п/п
1.

Директор
2

Заместитель директора по
воспитательной
работе

3.

4.

5.

6.

несёт ответственность
за
организацию воспитательной
работы в школе.
организует контроль за реализацией программы воспитания.

организует воспитательную работу в образовательной
организации: анализ, принятие управленческих решений по
результатам анализа, планирование, реализация плана,
контроль реализации плана.
Руководит социально-психологической службой, является
куратором Школьной службой медиации.
Контролирует организацию питания в образовательной
организации.
Курирует деятельность Школьного самоуправления,
волонтёрского объединения, Родительского комитета.
Школьного спортивного клуба.
педагогов-психологов, социальных педагогов, классных
руководителей.

координирует деятельность специалистов по реализации учебноЗаместитель директора по воспитательной программы;
у ч е б н о - воспитательной организует и контролирует работу классных руководителей;
работе
анализирует результаты
реализации
рабочих учебновоспитательных программ;
организует и проводит работу со студентами социальной
категории(дети-сироты, многодетные, инвалиды, по потере
кормильца, малоимущие, СВО и др.
Социальный педагог
организует и проводит воспитательную работу со студентами в
рамках социальной защиты.
организует работу по вовлечению студентов социальной категории
в систему дополнительного
образования
Классные руководители
Осуществляет организационно – координирующие, воспитательные,
коммуникативные, аналитические, социальные и контрольные
функции в соответствие с локальным актом о классном
руководстве.
нравственное воспитание - формирование гражданской
ответственности, дисциплинированности, организованности,
четкости, правдивости, гуманного отношения к людям;
трудовое воспитание - формирование, трудолюбие;
эстетическое воспитание - развитие эстетических вкусов, культура
труда и быта;
психолого-педагогическое
сопровождение образовательного и
воспитательного процесса
обеспечение полноценного развития
личности обучающегося
Педагог-психолог
оказание помощи в адаптации в школе.
защита прав несовершеннолетних обучающихся в их жизненном
пространстве во время обучения в школе
формирование навыков общения между обучающимися

7.

8.

9.

10.

оказание помощи преподавателям, обучающимся,
родителям(законным представителям) несовершеннолетних
обучающихся в целенаправленном
управлении в развитии личности
организует мероприятия по профилактике ДТП, ГО и ЧС при
Педагог-организатор ОБЖ сотрудничестве с органами профилактики;
организует
информирование
обучающихся, преподавателей,
родителей, обучающихся по вопросам
безопасного поведения.
Руководитель физического организует
спортивно-оздоровительные и профилактические
воспитания
мероприятия,
мотивирует обучающихся и преподавателей к ЗОЖ, к занятию
спортом и профилактикой заболеваний.
осуществляют просветительско-информационную деятельность, в
том числе с использованием электронной информационнообразовательной среды;
Библиотекарь
мотивируют обучающихся и преподавателей к развитию
читательской компетенции;
организует выставки, открытые лекции, интерактивные занятия.
Содействует развитию личности, талантов и способностей
Преподаватели
студентов формированию их общей культуры на учебных и
внеурочных занятиях.

3.2. Нормативно-методическое обеспечение
В связи с изменениями в законодательной базе, регламентирующей воспитательную
работу в школе, внесены изменения в нормативную базу школы. Обновлены локальные акты
МАОУ ВСОШ г. Сысерть,
регламентирующие
особенности
воспитательного процесса ссылка
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с
особыми образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих
особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из
социально уязвимых групп (под опекой) — создаются особые условия.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми
образовательными потребностями являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей
и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми
образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями
с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся
с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией
совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов,
учителей-дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.

3.3.1. Информационное обеспечение воспитательной работы
Информационное обеспечение воспитательной работы имеет в своей инфраструктуре
объекты,
обеспеченные средствами связи, компьютерной и мультимедийной техникой, интернетресурсами и специализированным оборудованием (компьютеры, принтеры, сканеры и др.).
Информационное обеспечение воспитательной работы направлено на:
− информирование о возможностях для участия обучающихся в социально значимой
деятельности;
− информационную и методическую поддержку воспитательной работы;
− планирование воспитательной работы и её ресурсного обеспечения;
− мониторинг воспитательной работы;
− дистанционное взаимодействие всех участников (обучающихся, педагогических
работников, органов управления в сфере образования, общественности, работодателей);
− дистанционное взаимодействие с другими организациями социальной сферы;
− школьное самоуправление, молодежные общественные объединения, цифровая среда.
Система воспитательной деятельности представлена на официальном сайте школы:
и ВКонтакте
:
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности
обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на
активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и
поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
 публичности, открытости (информирование всех обучающихся о награждении,
проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся; грамоты
обучающимся за участие в конкурсах, олимпиадах, акциях и др. различной направленности и
уровня вручаются на общешкольных линейках;
 наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку,
зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении
кандидатур;
 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
 сочетания
индивидуального
и
коллективного
поощрения
(использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и
коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между
обучающимися, получившими и не получившими награды);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества,
самих
обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, благотворительная
поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и регулярном
поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями)
по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения
обучающегося (по желанию обучающегося).
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений
в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото
изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.).
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может
заключаться в материальной поддержке проведения воспитательных мероприятий, проведения
внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной
направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей,
педагогических работников.

3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях
начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными
соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса является ежегодный самоанализ
воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с
привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде
всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение школьного уклада,
качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения,
отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников
(знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного
социального воспитания, в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
социальным педагогом) с последующим обсуждением результатов на методическом
объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов
сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии
обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения
решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
социальным педагогом) с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся, совета обучающихся с последующим обсуждением результатов на методическом
объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
- проблемы и затруднения в личностном развитии обучающихся, которые удалось
решить за прошедший учебный год;
- проблемы и затруднения, которые не удалось решить и почему;
- новые проблемы и трудности, которые появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.

Способами получения информации о состоянии организуемой деятельности
обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с
обучающимися и их родителями (законными представителями) педагогическими работниками,
представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
 реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
 реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;
 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности ученического самоуправления;
 деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнёрства;
 деятельности по профориентации обучающихся
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых
предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора
по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе) в
конце учебного года.

РАЗДЕЛ 4. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».