Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» г. Сысерть
Положение о наставничестве
1. Общие положения.
наставничество—
разновидность
1.1. Школьное
индивидуальной
воспитательной
работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической
деятельности
в образовательных учреждениях или со специалистами,
назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник — опытный учитель, обладающий высокими профессиональными
и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания
и воспитания.
Молодой специалист — начинающий учитель, как правило, овладевший
знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание
и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений.
Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством
наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьное
наставничество
предусматривает
систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию
у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения
педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне
развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной
специализации и методики преподавания.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении
является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном
становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности
и закрепление учителей в образовательном учреждении;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие
способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него
обязанности по занимаемой должности;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива
школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного
и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
3. Организационные основы наставничества.
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора
школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель
директора школы по учебной работе и руководители методических объе
динений, в которых организуется наставничество.
3.3. Руководитель. методического объединения подбирает наставника
из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем
профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью
в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы,
стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность
и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление
о педагогической деятельности и работе школы, предпочтительно стаж
педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух
лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может
иметь одновременно не более двух подшефных.
3.4 Назначение
наставника
производится
при обоюдном
согласии
предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет
закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества.
Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок
не менее одного года.
3.5. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
увольнения наставника;
перевода на другую работу подшефного или наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного.
4. Обязанности наставника:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого
специалиста по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального
становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития,
педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста,
его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся
и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных
классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового
распорядка, охраны труда и техники безопасности);
проводить
необходимое
обучение;
контролировать
и оценивать
самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий
и внеклассных
мероприятий;
разрабатывать
совместно
с молодым
специалистом План профессионального становления; давать конкретные
задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу,
оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении
педагогической профессией, практическими приемами и способами
качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять
допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной
жизни
коллектива,
содействовать
развитию
общекультурного
и профессионального кругозора;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста,
составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах
прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого
специалиста.
5. Права наставника:
с согласия заместителя директора по УВР (руководителя методического
объединения) подключать для дополнительного обучения молодого
специалиста других сотрудников школы;
требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной,
так и в письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста.
6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления
наставника утверждается приказом директора школы.
•
•
•
•
•
•
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
изучать нормативные документы, определяющие его служебную
деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы
и функциональные обязанности по занимаемой должности;
выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником
и руководителем методического объединения.
7. Права молодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:вносить на рассмотрение администрации
школы предложения по совершенствованию работы, связанной
с наставничеством;
• защищать профессиональную честь и достоинство;
• знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку
его работы, давать по ним объяснения;
• повышать квалификацию удобным для себя способом.
. поУР.
8. Документы, регламентирующие наставничество.
8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
• настоящее Положение;
• приказ директора школы об организации наставничества;
• планы работы педагогического совета и методических объединений;
• протоколы заседаний педагогического совета, методических объединений,
на которых рассматривались вопросы наставничества;
• методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения
работы по наставничеству.
Директор МАОУ ВСОШ