Приложение
к средней основной
общеобразовательной программе
УТВЕРЖДАЮ:
____________
К.А. Козырев
И.о.директора МАОУ «ВСОШ» г. Сысерть
Приказ №
-ОД от
Учебный план
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» г. Сысерть
Среднего общего образования для обучающихся 10-12 классов
НА 2024-2025 учебный год
Г. Сысерть
г
Пояснительная записка к учебному плану МАОУ ВСОШ
1. Общие положения
1.1. Учебный план – документ, который определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов
учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2.
Учебный
план
МАОУ
ВСОШ,
реализующей
основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и
среднего общего образования (далее – общеобразовательная организация),
сформирован в соответствии с документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом
Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее
- ФБУП-2004);
Федеральным
компонентом
государственных
образовательных
стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
федерального
начального
компонента
общего,
государственных
основного
общего
и
образовательных
среднего
стандартов
(полного) общего
образования» (для X-XII классов);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 1413 (далее - ФГОС среднего
общего образования);
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования
обучающихся
с ограниченными
возможностями
здоровья"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 34847);
Примерной основной образовательной программы СОО (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.
2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждѐнные постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2010 № 889 (о введении в объем недельной учебной нагрузки
образовательных учреждений третьего часа физической культуры);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 года №1897», на основании письма Министерства
общего и профессионального образования Свердловской области от 10.11.2017
года № 020181/9784 «О соблюдении требований ФГОС в части изучения родного
языка».
Уровень образовательного учреждения:
Устав МАОУ ВСОШ г. Сысерть;
Образовательная программа МАОУ ВСОШ г. Сысерть;
Программа развития МАОУ ВСОШ г. Сысерть.
1.3
Учебный план является частью образовательной программы
общеобразовательной
организации.
Общеобразовательная
организация
разработала образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом
соответствующих примерных основных образовательных программ.
Учебный план предусматривает вариативность формы обучения, что
способствует расширению гарантий реализации прав обучающихся на выбор
основных и дополнительных программ, социальной защите и поддержке
обучающихся. Индивидуальность образования обеспечивает возможность
выбора учащимися форм обучения в зависимости от их возможностей и времени
на обучение.
Приоритетными важнейшими направлениями настоящего учебного
плана являются:
Обеспечение прав учащихся на достойное образование и выполнение
нормативов по обеспечению государственного стандарта образования;
Преемственность между ступенями и классами;
Обеспеченность кадровым, программно-методическим и другими
ресурсами, позволяющими обеспечить полноценный образовательный процесс.
Обучение ведется по очно-заочной форме обучения, в форме экстерната.
Очно-заочная и экстернатная формы обучения позволяют сочетать получение
образования с профессиональной трудовой деятельностью обучающегося.
Основной организацией учебной работы являются самостоятельная работа
учащихся, групповые консультации. Учащиеся, не имеющие возможности
постоянно посещать занятия в школе, получают консультации и предоставляют
зачётные работы в письменном виде, также сдают зачёты в устной форме по
соответствующим предметам.
Наименование предметов и их группирование по циклам идентично
учебным планам для очного обучения. Объем часов по предметам может
составлять до 70% от объема часов очной формы обучения для очно-заочной на
уровне основного общего образования и не менее 50% от объема часов очной
формы обучения для очно-заочной на уровне среднего общего образования.
Учебная деятельность обучающихся при очно-заочной форме обучения
предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное
занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, а также
другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.
Очные занятия обеспечивают управление учебной деятельностью
обучающегося очно-заочной формы обучения и проводятся с целью
определения:
- уровня освоения теоретических знаний по дисциплине или ряду
дисциплин,
- сформированности ЗУН
- умений применять полученные теоретические знания при решении
практических задач и выполнении лабораторных и практических работ;
- наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой и иными
информационными ресурсами, учебно-методическими материалами.
При
очно-заочной
форме
обучения
оценка
качества
освоения
образовательной программы включает текущий контроль успеваемости,
промежуточную аттестацию и ГИА обучающихся и, при необходимости,
входной контроль.
Основной организацией учебной работы являются самостоятельная работа
учащихся, групповые консультации и зачёты.
Учащиеся, не имеющие возможности постоянно посещать занятия в
школе, получают консультации и предоставляют зачётные работы в письменном
виде, также сдают зачёты в устной форме по соответствующим предметам.
Учебный план ориентирован на решение следующих образовательных
задач:
создание условий для удовлетворения прав учащихся на получение
общего образования;
формирование общей культуры личности каждого учащегося на основе
создания целостной картины мира через всю совокупность образовательных и
учебных программ;
создание условий для успешной адаптации учащихся к жизни в
современном обществе, для достижения социальной компетентности;
воспитание гражданственности и патриотизма.
1.4. Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
Учебные часы для каждого класса еженедельно равномерно
распределяются в течение 4-х учебных дней.
Продолжительность учебного года:
Класс
Количество недель
10, 11 класс
35 недель
12 класс
35 недель
При формировании учебного плана учитывались:
Реализация задач Образовательной программы школы;
Образовательные потребности, интересы и возможности обучающихся;
Обеспечение преемственности данного учебного плана с предыдущим;
Не допущение перегрузок учащихся, соблюдение норм максимальной
нагрузки на ученика;
Учебный год начинается 2 сентября. Продолжительность учебного года –
35
учебных
недель.
Обучение
осуществляется
Продолжительность учебной недели – 4 дня.
по
полугодиям.
Продолжительность уроков – 40 минут; продолжительность перемен – 10–
15 минут. При составлении расписания учебных занятий учитываются
требования СанПиН.
1.4 Содержание учебного плана:
Цели, реализуемые в рамках Федерального государственного
образовательного стандарта, представляются в виде системы ключевых задач,
отражающих основные направления:
• личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных,
эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций, и качеств,
а также развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией
познания, стратегиями и способами учения, самообразования и саморегуляции;
• социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и
патриотических убеждений, освоение социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества, усвоение гуманистических, демократических и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
формирование способности и готовности принимать ответственные решения,
делать осознанный выбор, сотрудничать и свободно общаться на русском,
родном и иностранных языках; развитие морального сознания и компетентности
в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам
• общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и
мировой культуры; формирование основ правосознания для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями
и
нормами
поведения, установленными
законодательством
Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные
социальные роли в пределах своей дееспособности.
Учебный
план
образовательных
учитывает
программ
и
обязательный
потребностей
минимум
содержания
учащихся,
определяет
максимальный объем учебной нагрузки учащихся, учебное время, отводимое на
основе государственного образовательного стандарта, по классам
Учебный план МАОУ ВСОШ г. Сысерть содержит один учебный план
социально-экономического профиля.
Учебный
план
предусматривает
изучение
обязательных
учебных
предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных
областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для
включения во все учебные планы учебных предметов.
Образовательный процесс осуществляется по социально-экономическому
профилю с 10 класса 2020 года.
На базовом уровне социально-экономического профиля изучаются
следующие обязательные учебные предметы:
Предметная область "Русский язык и литература", включающая учебные
предметы:
"Русский язык", "Литература" (базовый уровень).
Предметная область "Иностранные языки", включает учебный предмет:
"Иностранный язык" (базовый уровень);
Предметная область "Общественные науки", включающая учебные
предметы:
"История" (базовый уровень);
"Обществознание, включая экономику и право" (базовый уровень);
Предметная область "Естественные науки", включает учебный предмет:
"Астрономия" (базовый уровень);
Предметная
область
"Физическая
культура,
экология
безопасности жизнедеятельности", включающая учебные предметы:
"Физическая культура" (базовый уровень);
"Основы безопасности и Защиты Родины" (базовый уровень).
и
основы
На
углубленном
уровне
социально-экономического
профиля
изучаются следующие обязательные предметы:
Предметная область "Математика и информатика", включает учебный
предмет:
"Алгебра" (углубленный уровень)
«Геометрия» ( углубленный уровень)
Предметная область "Общественные науки", включает учебный предмет:
"География" (углубленный уровень);
«Экономика» (углублённый уровень)
«Часть, формируемая участниками образовательных отношений» обязательные учебные предметы» содержит шесть обязательных для изучения
всеми старшеклассниками учебных предметов на базовом уровне, выделенных с
учетом мнения обучающихся и их родителей – это учебные предметы:
Предметная область "Естественные науки", включающая учебные
предметы:
"Химия" (базовый уровень);
"Биология" (базовый уровень);
"Физика" (базовый уровень);
Предметная область "Математика и информатика", включает учебный предмет:
"Информатика" (базовый уровень).
«Вероятность и статистика» (базовый уровень)
Предмет «Астрономия»
Учебный предмет «Обществознание, включая экономику и право»
является наиболее востребованным как обучающимися школы, так и высшими
учебными заведениями; изучается на базовом уровне; является одним из условий
развития у обучающихся ценностно - смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, овладевать
умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом
гражданских
и
нравственных
ценностей,
прогнозировать
последствия
принимаемых решений, однако в рамках «Социально-экономического» профиля
предусмотрено изучение курса экономики на углубленном уровне, поэтому
углубленно изучаем за в счет элективных курсов и учебного предмета
«обществознание, включая экономику и право».
Учебный предмет «Информатика» изучается на базовом уровне. Освоение
предмета на базовом уровне позволяет повысить уровень информационной
компетенции старшеклассников в области использования программных систем
и сервисов, в области использования различных баз данных.
Элективные курсы/факультативные курсы:
- предметная область «Общественные науки» курс «Экономика и
менеджмент»
- предметная область «Общественные науки» курс «Основы психологии»
-
предметная
область
«Общественные
науки»
курс
«Основы
предпринимательства»
Предметы и курсы по выбору обучающихся (элективные курсы). Из
этого блока можно выбирать (или не выбирать) учебный предмет.
Этот блок представлен предметами из различных предметных областей:
– «Технология»
– «Искусство»
Все предметы по выбору создают условия для развития личностных качеств,
мотивационных
установок, совершенствования
метапредметных
умений,
дополнительной ориентации для выбора вида профессиональной деятельности.
Учебный курс «Индивидуальный проект» имеет целью обеспечить
подготовку учащихся к созданию и защите индивидуального проекта или
исследования, усовершенствовать навыки формулировки проблем, гипотез,
целей и задач исследовательской и проектной деятельности; навыки поиска и
обработки научной информации; оформления и представления индивидуальной
научной работы.
Данный учебный план даёт возможность для составления учащимися 10-х12-х классов индивидуальных учебных планов с учётом образовательных
потребностей и профессиональных перспектив.
Предварительно были определены возможности школы в реализации
потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), после
чего им была предоставлена возможность ознакомиться с учебными планами
профилей обучения.
Результаты
изучения
образовательных
потребностей
и
запросов
классов
являются
обучающихся 11 класса, их родителей (законных представителей):
Учебные курсы:
- «Финансовая грамотность»
- «Основы психологии и общения»
- «Основы предпринимательства»
Элективные
курсы
для
учащихся
10
-
12
пропедевтическими и выполняют задачи практико-ориентированной помощи в
приобретении
личностного
опыта в
выборе
собственного
содержания
образования и выборе будущей профессии. Посещение выбранных учащимися
элективных курсов является для них обязательным и входит в недельную
нагрузку учащихся.
Формы
аттестации
школа
определяет
следующие:
текущая,
промежуточная. Итоговая аттестация проводится в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Проект учебного плана среднего общего образования
(социально-экономический профиль) (ФГОС)
МАОУ ВСОШ г. Сысерть
Предметн
Учебный
ая
область предмет
Русский
язык и
литератур
а
Математи
ка и
информат
ика
Колич
Колич ество
ество часов
часов в
в год
недел
ю
Колич Колич
ество
ество
часов
часов
в год
10 класс
11 класс
12 класс
35 недель
35 недель
35 недель
Обязательные учебные предметы
1
35
2
70
Русский язык
Б
Литература
Б
2
70
2
Б
2,5
87,5
История
Б
2
География
У
Экономика
Обществозна
ние (включая
экономику и
право)
Математика
У
Алгебра
У
2
70
2
70
140
Геометрия
Вероятность и
статистика
У
1
35
1
35
70
Б
0,5
17,5
0,5
17,5
35
Информатика
Б
1
35
0,5
17,5
0,5
17,5
70
Б
1
35
1
35
2
70
140
Иностран Иностранный
ные языки язык
Обществе
нные
науки
Урове
нь
Количе
ство
часов в
неделю
Колич
Колич ество
ество часов
часов в
в год
недел
ю
Естествен
ные науки Физика
1
35
140
70
2
70
210
2,5
87,5
1
35
210
70
1
35
1
35
140
2
70
1
35
1
35
140
У
1
35
1
35
1
35
105
Б
1
35
1
35
1
35
105
3
105
105
ФК,
экология
и основы
безопасно
сти
жизнедеят
ельности
Химия
Б
0,5
17,5
0,5
17,5
1
35
70
Биология
Б
0,5
17,5
0,5
17,5
1
35
70
Астрономия
Б
0,5
17,5
0,5
17,5
Физическая
культура
Б
1,5
52,5
1,5
52,5
1
35
140
ОБЗР
Б
0,5
17,5
0,5
17,5
1
35
70
Индив.проект
Б
1
35
35
35
Проект
21,5
752,5
19
665
17,5
612,5
2030
Факультатив
ные курсы
Финансовая
грамотность
Основы
психологии
общения
Основы
предпринимате
льства
Итого:
0,5
17,5
0,5
17,5
1
35
70
0,5
17,5
0,5
17,5
1
35
70
0,5
17,5
0,5
17,5
1
35
70
3
20,5
105
717,5
1,5
23
52,5
805
1,5
20,5
52,5
717,5
210
2240