8-9 класс Обществознание ФГОС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Сысертского городского округа
МАОУ ВСОШ

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

[И.о. директора]

________________________

Козырев К.А
Приказ № 45-ОД от «31»
августа 2023 г.

________________________

Удачина М.В.
Приказ № 45-ОД от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
(базовый уровень)
для обучающихся 8-9 классов

Сысерть 2023

Пояснительная записка
Нормативно правовые документы, на основе которых разработана
данная программа
 Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015), «Об образовании в
Российской Федерации»;
 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования;
 приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №
2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
 письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих
программах учебных предметов»;
 типовое положение об общеобразовательном учреждении и устав МАОУ «ВСОШ» г.
Сысерть (в соответствии с основной общеобразовательной программой и Учебным
планом МАОУ «ВСОШ» г. Сысерть на 2019/2020 учебный год);
 авторская программа под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание 6-9 классы»,
издательство «Русское слово», 2010 г.
Учебный предмет представлен в учебном плане школы в образовательной области
«Обществознание».
Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социальногуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что обучающиеся, освоившие
определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний,
имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной
картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Курс интегрирует современные социологические, экономические, политические,
правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически
обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста. Он
содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и
обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов,
происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации
гражданских прав и обязанностей.
Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся
следующего опыта познавательной и практической деятельности:
 получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических
и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и
точек зрения;
 решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные
ситуации;
 формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на
основе сопоставления фактов и их интерпретации;
 наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с
опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические
знания;






оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения
нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по
обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных
задачах и в реальной жизни;
совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе,
микрорайоне, населенном пункте.

Цель программы: дать целостное представление об обществе, в котором живем,
основных сфер общественной жизни, о процессе восприятия социальной (в том
числе правовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуры,
основы политических знаний, способности к самоопределению и самореализации.
Задачи программы:
- создание условий для социализации личности;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы
нравственной, правовой и политической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и
демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных
жизненных ситуациях;
- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных
интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и
правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и
правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и
самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных
отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в
области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

1. Общая характеристика учебного предмета
Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную
жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию,
социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и
культурологию. Специфичность учебного предмета в его интерактивности и комплексном
изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные
навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые
нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом
содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной

деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной
информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном
процессе и социальной практике.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения
обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в
духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие,
социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех
сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация
предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе.
Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по
курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения,
собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов
жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность обучающимся
идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять
свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также
приобрести опыт социального и культурного взаимодействия.
Курсы 8-9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают
наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного
российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного
характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Содержание курса
8-9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд
теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения
строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков
рассматриваемых явлений и процессов.

1. Место предмета, курса в учебном плане
в VIII, IX классах 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.

2. Результаты освоения курса
Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума
федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые
для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны

перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в

мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

3. Содержание тем учебного курса (8 кл)
Тема 1. Личность и общество
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни,
их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке,
тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции
развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и
гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального
поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое
поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы
системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования.
Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда
ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в
жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные
группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его
разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности.
Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения
между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому
прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и
многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и
экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической
системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и
специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы.
Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры
социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые
гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия
безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют.
Внешнеторговая политика.

3.1. Содержание тем учебного курса (9 кл)
Тема1. Политика и социальное управление (13ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности.
Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового
государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского
общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты
выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические
партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества.
Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме
«Политика и социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы»
Тема 2. Право (18 часов)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права.
Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности
правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы
государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал
права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав
и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты
прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданскоправовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего
работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия
заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды
административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы
допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в
условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период
вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения
общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Тема 3.Экономика. Повторение (4 часа).
Экономика и ее роль в жизни общества Экономические системы и собственность
Рынок и рыночный механизм «Экономические цели и функции государств.

Знать
1. Основные
понятия:
политика,
власть,
государство,
гражданское общество,
политическая партия,
правовое государство,
социальное
государство,
референдум, СМИ.
2. Называть:
признаки
государства,
признаки
правового
государства,
отличительные
черты
выборов
в
демократическом
государстве.

Уметь
1. Давать характеристику
политическим режимам
по плану.
2. Оценивать и приводить
примеры политическим
партиям.
3. Различать политические
партии и движения и
приводить примеры из
жизни.
4. Сравнивать
и
классифицировать
формы
правления.
Перевод информацию из
одной знаковой системы
в
другую;
текст
таблица и наоборот.
5. Приводить
примеры
внутренней и внешней
функции государства.

Иметь представление
1.Об участии граждан на
выборах.
2. О влиянии СМИ на
политическую
жизнь
общества.
3.
Об
условиях
становления правового
государства в РФ.
4.
Об
опасности
политического
экстремизма.

Знать
Уметь
Иметь представление.
1. Основные
понятия:
1. Анализировать
состав 1. Воздействие
Право,
закон,
преступления
и
международных
правоотношения,
определять, является ли
документов по правам
правонарушения,
содеянное преступлением.
человека
на
презумпция
2. Давать
характеристику
утверждение их в РФ.
невиновности,
деятельности
2. О защите гражданского
Конституция РФ.
правоохранительных
населения в период
2. Признаки
органов.
вооруженных
правонарушения
и
3. Определять,
нормами
конфликтов.
виды.
каких отраслей права
3. Что такое юридическая
регулируется
ответственность , какие
определенная жизненная
виды ответственности
ситуация и куда следует
существуют
обратиться, чтобы узнать
4. Называть
принципы
модель верного поведения
конституционного
участников
строя РФ, основные
правоотношения.
документы,
регулирующие права
человека.

4. Календарно-тематическое планирование курс «Обществознание» 8 класс
№

Тема
урока

Колво
часо
в

Тип
урок
а

Планируемые результаты освоения

Основные виды
деятельности

Дом.
задание

Глава I Личность и общество
1

2

Введение 1
Что
делает
человека
человеко
м

Урок
«откры
тия»
нового
знания

Предметные
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
Метапредметные
Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи.
Характеризовать учебник, ориентироваться в нем. Уметь работать в
малых группах для решения учебных задач.
Личностные
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию

Человек,
обществ
ои
природа.

Урок
«откры
тия»
нового
знания

Предметные
Различать понятия: индивидуальность,
индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Знать,
какое влияние на процесс становления личности оказывает природа,
общество. Давать определение понятий: личность, индивид,
мировоззрение, называть и сравнивать ценности личности и общественные
ценности.
Метапредметные
Объяснить взаимосвязь природы, человека, общества, иллюстрировать
конкретными примерами.

1

Работа с текстом
учебника «Проверим
себя»
Вспомнить основные
итоги прошлого года
обучения.
Знать понятия и
термины: социальная
среда, воспитание,
человек,
индивидуальность,
личность, моральные
нормы, духовные
ценности
Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»
Раскрывать смысл
понятия «ноосфера».

Записи в
тетради
§1
Вопросы
стр 12-13

§2
Вопросы
и задания
стр18-19
Заполне
ние
сравните
льной
таблицы

Дата

Личностные
Объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека.

Общество
как форма
жизнедеят
ельности
людей.
Развитие
общества.

1

4

Развитие
общества

1

Урок
«откры
тия»
нового
знания

5

Как стать
личностью

1

Урок
«откры
тия»
нового
знания

3

Урок
«откры
тия»
нового
знания

Предметные
Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество.
Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику.
Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных
примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы
общества..
Метапредметные
Выявить типологию общества в зависимости от конкретных примеров.
Охарактеризовать основные типы общества, дать им оценку, сравнить их.
Личностные
формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Предметные
Давать определения понятиям: общество, человек, реформы, стабильность,
глобализация, информационная революция. Характеризовать изменчивость
и с стабильность общества. примерами.
Метапредметные
Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать
ситуации и анализировать их. Объяснять взаимосвязь человека,
природы, общества, иллюстрировать конкретными примерами
Личностные
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию .
Предметные
Давать определения понятиям личность. Характеризовать личность
человека
Метапредметные
Объяснять взаимосвязь человека,
общества, иллюстрировать конкретными примерами
Личностные
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и

Работа с текстом
учебника «Проверим
себя»
Выделять
существенные
признаки общества.

§3Вопрос
ыи
задания
стр26-27

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»
Раскрывать смысл
понятия
«общественный
прогресс».

§4Вопрос
ыи
задания
стр33-34

Работа с текстом
учебника «Проверим
себя»
Раскрывать на
конкретных примерах
смысл понятия
«индивидуальность»

§5
Подготов
ка к
тестирова
нию по
итогам
главы
Стр. 43-

6

Контрольн
ая работа

Урок
развива
ющего
контрол
я

7

Итоговое
занятие

Урок
отработ
ки
умений
и
рефлекс
ии

8

Сфера
духовной
жизни

1

Урок
«откры
тия»
нового
знания

уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание
чувства ответственности
Предметные
умение применять полученные знания и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Предметные
Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и
взаимовлияния общества и человека

Глава II . Сфера духовной культуры
Предметные
Давать определение понятия: культура. Характеризовать различные виды
культур;
называть основные функции культуры;
Метапредметные
Характеризовать духовную сферу жизни общества, духовные ценности
личности и общества, процесс создания духовных ценностей, культуру
личности и общества, их взаимосвязь.
Личностные
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

44

Работа в тетради
Систематизировать и
обобщить изученный
материал
Работа над ошибками
Систематизировать и
обобщить изученный
материал

Работа с текстом
учебника «Проверим
себя»
Определять
сущностные
характеристики понятия «культура».

§6
Вопросы
и задания
стр.53-54

9

Мораль.
Моральны
й выборэто
ответствен
ность

1

Комб
Урок
«откры
тия»
нового
знания

10

Долг и
совесть

1

Урок
«откры
тия»
нового
знания

11

Образован
ие

1

Урок
«откры
тия»
нового
знания

Предметные
Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность, этика,
добро, зло, патриотизм, гражданственность.
Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём
заключается главная функция моральных норм.
Метапредметные
Анализировать собственные поступки с точки зрения морали.
Объяснять значение моральных норм с точки зрения других наук. жизни
людей; соотносить понятия «добро» и «зло».
Личностные
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества.
Предметные
Объяснять значение долга и ответственности для человека и общества,
характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и
сходства долга общественного и морального.
Метапредметные
Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать
ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение
человека.
ЛичностныеРазвитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.
Предметные
Объяснять понятия: образование, полное (среднее образование),
профильное образование. Характеризовать элементы Российской системы
образования, называть тенденции развития современного образования;
объяснять функции образования, личностную и социальную значимость
образования, значение самообразования.
Метапредметные
Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать
ситуации и анализировать их.
Личностные
Развитие эстетического сознания

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»
Объяснять роль
морали в жизни
общества.

§7, 9
Вопросы
и задания
стр 77-78

Работа с текстом
учебника «Проверим
себя»
Осуществлять
рефлексию своих
нравственных
ценностей

§8
Вопросы
и задания
стр 70-71

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»

§10
Вопросы
и задания
стр85-86

через освоение художественного и научного наследия народов России и
мира,
творческой деятельности.

12

13

Наука в
современн
ом
обществе

1

Религия
как одна из
форм
культуры

1

Урок
«откры
тия»
нового
знания

Урок
«откры
тия»
нового
знания

Предметные
Объяснять понятия наука, этика науки.
Анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения
различных научных подходов;
называть особенности социально-гуманитарных наук и их роль в жизни
человека;
Объяснять, в чём выражается возрастание роли научных исследований в
современном мире
Метапредметные
Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать
ситуации и анализировать их.
Личностные
Развитие эстетического сознания
через освоение художественного и научного наследия народов России и
мира,
творческой деятельности.
Предметные
Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам,
свобода совести.Характеризовать религию как одну из форм культуры;
особенности религиозного мировоззрения.Называть основные функции
религии;раскрывать основные идеи мировых религий. Объяснять роль
религии в жизни общества. Называть религиозные организации и
объединения.
Метапредметные
Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать
ситуации и анализировать их.
Личностные
Развитие толерантности и уважения к культуре и религии других народов.

Работа с текстом
учебника «Проверим
себя»

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»

§11
Вопросы
и задания
стр93-94

§12
Вопросы
и задания
стр 101102

14

Подведени
е итогов
главы

15

Итоговое
занятие

1

Урок
развива
ющего
контрол
я.

Предметные
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Урок
отработ
ки
умений
и
рефлекс
ии

Письменная работа в
тетради
Систематизировать
наиболее часто
задаваемые вопросы.

Подготов
ка к
итоговом
у
тестирова
нию стр.
102-103

Письменная работа в
тетради
Систематизировать
наиболее часто
задаваемые вопросы.
Глава III Социальная сфера

16

17

Социальна
я
структура
общества

1

Социальны
е статусы и
роли
Социальна
я сфера

1

Урок
«откры
тия»
нового
знания

Урок
«откры
тия»
нового
знания

Предметные
Объяснять сущность социальной структуры. Разъяснять на конкретных
примерах социальную структуру общества.
Классифицировать конфликты. Сравнивать пути решения социальных
конфликтов. Давать определение понятий: конфликт, субъекты конфликта,
конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество,
переговоры, арбитраж, применение силы.
Метапредметные
Уметь анализировать социальный образ, имидж личности. Объяснять
поступки человека в соответствии с его социальной ролью.
Личностные
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества.
Предметные
Характеризовать социальную дифференциацию.
Характеризовать социальный статус и социальные отношения.
Характеризовать поведение человека с точки зрения социального статуса.
Характеризовать социальные роли подростка. Выделять в тексте
оценочные суждения о социальном статусе и о социальной
дифференциации.

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома». Работа с доп.
Источниками СМИ

Работа с текстом
учебника «Проверим
себя»

§13
Вопросы
и задания
стр 113114

§14Вопро
сы и
задания
стр121122

Нации и
межнацион
альные
отношения

1

19

Отклоняю
щееся
поведение

1

20

Итоговое
тестирован
ие

18

Урок
«откры
тия»
нового
знания

Урок
«откры
тия»
нового
знания

Урок
развива
ющего

Метапредметные
Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием
социологических понятий.
Личностные
Освоение социальных норм,
правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и
сообществах,
включая взрослые и
социальные сообщества.
Предметные
Знать термины: нация, этнос, племя, народность. Давать определение
понятий: межнациональные отношения,
этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость.
Характеризовать межнациональное сотрудничество.
Метапредметные
Объяснять причины межнациональных конфликтов.
Анализировать конкретные межнациональные конфликты.
Личностные
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
Предметные
Характеризовать социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Метапредметные
Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности
для общества, человека
Личностные
Осознавать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании,
преступности.
Предметные
Знать: основные теоретические положения раздела; основные понятия.

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»
Знать и правильно
использовать в
предлагаемом
контексте понятия
«этнос», «нация», «национальность».

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»

Систематизировать
наиболее часто
задаваемые вопросы.

§15Вопро
сы и
задания
стр129130

Подготов
ка к
итоговом
у
тестирова
нию
стр.139142

контрол
я

21

Экономика
и ее роль в
жизни
общества

1 Урок
«открытия»
нового
знания

22

Главные
вопросы
экономики
Собственн
ость

Урок
«открытия»
нового
знания

Устанавливать
причины актуальности
тех или иных вопросов
для школьников
Глава IV Экономика
Предметные
Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества.
Понимать сущность информационных, человеческих ресурсов
экономики и других факторов производства. Понятия:
экономические отношения, экономика, потребности, ресурсы, наемный
труд, промышленность, экономический выбор, альтернативная
стоимость.
Уметь объяснять, в чем проявляется ограниченность ресурсов и их роль в
развитии общества.
Метапредметные
Решать творческие задания по проблемам ориентации человека
в экономической жизни.
Личностные
Воспитание экономически грамотной личности..
Предметные
Знать понятия: производство, экономическая эффективность, потребитель,
экономическая система.
Различать основные характеристики экономических систем, называть
функции экономической системы.
Знать понятия: имущественные отношения, собственность, право
собственности. Перечислять формы собственности. Называть способы
защиты прав собственности, законы и органы власти, которые решают
вопросы защиты права собственности.
Метапредметные
Умение осознанно использовать
речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации
для
выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;

Работа с текстом
учебника «Проверим
себя»
Раскрывать роль
экономики в жизни
общества.

§17
§19
Вопросы
и задания
стр

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»
Объяснять смысл
понятия
«собственность».

§18
§19
Вопросы
и задания
стр166167

владение устной и письменной
Личностные
Воспитание экономически грамотной личности.
Рыночная
экономика

1 Урок
«открытия»
нового
знания

24

Производс
твооснова
экономики

1 Урок
«открытия»
нового
знания

25

Предприни
мательская
деятельнос
ть

1 Урок
«открытия»
нового
знания

23

Предметные
Давать определение понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция,
монополия, олигополия. Характеризовать понятия рынок, рыночную
экономика, спрос, предложение, конкуренция, рыночное
равновесие. Объяснять условия функционирования рыночной экономики.
Называть основные функции цены..
Метапредметные
Используя СМИ, сравнивать понятия: монополия, олигополия. Объяснять
процесс увеличения или снижения цены на товар
Личностные
Воспитание экономически грамотной личности.
Предметные
Называть понятия: производство, производительность, услуга, товар,
разделение труда, специализация. Объяснять, какие факторы влияют на
производство. Объяснять значение специализации производства для
развития общества..
Метапредметные
Решать творческие задания по проблемам ориентации человека
в экономической жизни
Личностные
Воспитание экономически грамотной личности.
Предметные
Приводить примеры предпринимательской деятельности, разъяснять
ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать
определение модели поведения предпринимателей в экономической
сфере.
Давать определение понятиям: прибыль, предприниматель, менедж
ер, риск, бизнесмен, издержки, выручка.
Метапредметные
Высказывать суждения о роли малого бизнеса в развитии общества, о
рисках малого бизнеса и средствах защиты производства в условиях
экономических кризисов.
Личностные

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»
Характеризовать
рыночное хозяйство
как один из способов
организации
экономической жизни.

§20
Вопросы
и задания
стр174175

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»
Объяснять
решающую роль
производства как
источника
экономических благ.

§21
Вопросы
и задания
стр183184

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»
Описывать
социальноэкономическую роль
и функции
предпринимательств
а.

§22
Вопросы
и задания
стр 192193

Воспитание экономически грамотной личности.

26

Роль
государств
ав
экономике

1 Урок
«открытия»
нового
знания

27

Распределе
ние
доходов

1 Урок
«открытия»
нового
знания

28

Потреблен
ие

1 Урок
«открытия»
нового
знания

Предметные
Понятия: государственный бюджет, налогообложение, внешний
долг, прямой налог, косвенный налог, акциз. Называть способы
воздействия государства на экономику. Сравнивать
государственное и рыночное регулирование экономики.
Уметь ориентироваться в
системе налогообложения, анализировать информацию СМИ о
мероприятиях правительства по распоряжению деньгами.
Метапредметные
Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать
ситуации и анализировать их.
Личностные
Воспитание экономически грамотной личности.
Предметные
Объяснять сущность бюджета. Уметь составлять личный или семейный
бюджет. Объяснять причины неравенства доходов, называть меры
социальной поддержки различных слоев населения.
Давать определение понятий: бюджет, стабилизированный бюджет,
положительное сальдо, отрицательное сальдо, государственный долг,
социальные программы. Метапредметные
Работать с материалами СМИ, таблицами, графиками.
Личностные Воспитание экономически грамотной личности.
Предметные
Объяснять понятия: потребление, семейное потребление, страховые
услуги. Знать экономические основы прав потребителей, виды и значение
страхования.

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»
Раскрывать смысл
понятия
«государственный
бюджет.

§23
Вопросы
и задания
стр200201

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»

§24
Вопросы
и задания
стр207208

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»

§25
Вопросы
и задания
стр214-

29

Инфляция
и семейная
экономика

1 Урок
«открытия»
нового
знания

30

Безработиц
а, ее
причины и
последстви
я

1 Урок
«открытия»
нового
знания

Мировое
хозяйство
и
междунаро
дная
торговля

1 Урок
«открытия»
нового
знания

31

Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских
расходов.
Метапредметные
Работать с материалами СМИ
Личностные
Воспитание экономически грамотной личности.
Предметные
Объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход,
сбережения, процент. Объяснять влияние инфляции на экономику,
особенности формирования семейного бюджета в условиях инфляции.
Называть банковские услуги, предоставляемые гражданам, основы
кредитования граждан.
Метапредметные
Работать с материалами СМИ работать со статистическими материалами
Личностные
Воспитание экономически грамотной личности
Предметные
Знать понятия: безработица, занятость, объяснять экономические и
социальные причины и последствия безработицы, называть меры
государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости
населения.
Метапредметные
Анализировать материалы СМИ, работать со статистическими
материалами.
Личностные
Воспитание экономически грамотной личности
Предметные
Объяснять понятия: обмен, торговля, деньги, мировые деньги, валюта,
всероссийский рынок, мировое хозяйство, внешняя торговля,
протекционизм. Объяснять влияние внешней торговли на развитие
экономики страны, проявление глобализации в современных условиях,
Метапредметные Решать экономические задачи, анализировать
материалы СМИ по теме урока.
Личностные
Воспитание экономически грамотной личности

215

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»

Работа с текстом
учебника «В классе и
дома»
Раскрывать
смысл понятия
«обменный валютный курс»

§26
Вопросы
и задания
стр223

§27
Вопросы
и задания
стр232233

§28
Вопросы
и задания
стр 239240

Подготовк
ак
тестирован
ию
По итогам
главы
Контрольн
ой работе

Урок
отработки
умений и
рефлексии

33

Контроль
ная работа

Урок
развивающег
о контроля

Систематизировать и
обобщить изученный
материал

34

Работа над
ошибками

Урок
отработки
умений и
рефлексии

Систематизировать
наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать
причины
актуальности тех или
иных вопросов для
обучающихся
Провести
диагностику
результатов обучения
в 8 классе.
Подвести итоги
учебной работы за
год.
Наметить
перспективы
обучения в 9 классе

32

35
Подведени
е итогов
года

Урок
развивающег
о контроля
1

Предметные
Знать:
- основные теоретические положения раздела,
-основные понятия.

Стр 241246

4.1. Тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс
Кол-во
часов

№

Тема урока

1

Политика и власть. Роль
политики в жизни
общества.

1

2

Государство, его
отличительные признаки.

1

3

Политический режим.

1

4

Правовое государство

1

5

Гражданское общество.
Местное самоуправление

1

6

Участие граждан в
политической жизни.

1

7

Практическая работа

Характеристика основных видов деятельности

Организационные
формы обучения

Политика и социальное управление (11 час.)
Репродуктивный уровень:
Особенности политики; роль политики в жизни общества.
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
История возникновения гос-ва, признаки гос-ва, формы гос-ва, понятие о гражданстве
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Виды и особенности политических режимов
Продуктивный уровень:
Сходство и отличия в авторитарном и тоталитарном режиме. Уметь анализировать, делать выводы,
отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Характеризовать основные понятия. Раскрывать смысл положения «Право выше власти» Признаки
правового гос-ва
Продуктивный уровень
Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового
государства
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Структура гражданского
общества. Признаки гражданского общества. Местное самоуправление
Продуктивный уровень
Причины возникновения гражданского общества, условия возникновения и развития гражданского
общества.
Условия формирования гражданского государства. Составить таблицу «Этапы формирования
гражданского общества»,
Репродуктивный уровень:
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Продуктивный уровень

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная
Фронтальная

8

«Школа молодого
избирателя»
Политические партии и
движения, их роль в
общественной жизни

1

9

Средства массовой
информации

1

10

Практическая работа
«Роль СМИ в
предвыборной борьбе»
Самостоятельная работа
по теме «Гражданское
общество»

1

11

1

Уметь решать практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации.

Групповая

Репродуктивный уровень:
Общественно-политические движения;
Политические партии, различия партий и движений
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Роль СМИ
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Продуктивный уровень
Давать оценку собственных действий и действия других людей с точки зрения нравственности, права.

Фронтальная

Продуктивный уровень
Уметь анализировать, систематизировать, отвечать на вопросы.

Фронтальная
Групповая

Фронтальная

Фронтальная
Групповая

Право (24 час)
12

Право, его роль в жизни
человека, общества и
государства

1

13

Понятие правоотношения.

1

14

Понятие правонарушения .

1

15

Правоохранительные
органы

1

16

Конституция - основной

1

Репродуктивный уровень: понятие права; история развития отечественного права. Основные черты и
признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности.
Правонарушение. Право и закон. Отрасли права
Продуктивный уровень:
Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права.
Характеризовать естественное право. Аргументировать свою точку зрения
Репродуктивный уровень:
Сущность и особенности правоотношений, субъекты правоотношений
Продуктивный уровень
Сходство и отличия правоотношений от других социальных отношений
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности; презумпция невиновности
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Структура правоохранительных органов; принципы правосудия
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Репродуктивный уровень:

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

закон РФ

17

Основы конституционного
строя РФ

1

18

Практическая работа по
теме: «Конституция РФ»

1

19

Права и свободы человека
и гражданина в РФ, их
гарантии.
Конституционные
обязанности гражданина.
Права и свободы человека
и гражданина в РФ, их
гарантии. Права ребёнка.

1

Лабораторная работа по
теме: «Права и свободы
граждан»
Гражданские
правоотношения

1

23

Право на труд. Трудовые
правоотношения.

1

24

Семейные
правоотношения

1

20

21

22

1

1

Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны.
Классификация прав и свобод человека. Полномочия президента, судов, Федерального собрания
Продуктивный уровень
Репродуктивный уровень:
Знать, что конституция:
- обладает высшей юридической силой;
- провозглашает основные права и свободы человека и гражданина;
- базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических.
Продуктивный уровень
Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы.
Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать текст. Определять различия между
гражданином и обывателем
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Фронтальная

Фронтальная
Групповая

Репродуктивный уровень:
Права человека, история развития прав человека; общечеловеческие правовые документы; права
ребенка
Продуктивный уровень
Юридические гарантии и система защиты прав человека
Репродуктивный уровень:
Знать основные понятия по теме
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Фронтальная

Репродуктивный уровень:
Сущность гражданского права, виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних,
защита прав потребителя
Продуктивный уровень
Особенности гражданских правоотношений; Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Репродуктивный уровень:
Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель.
Продуктивный уровень
Решать практические задачи по трудовым правоотношениям ( работа с трудовым кодексом)
Репродуктивный уровень:
Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого
детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов

Фронтальная

Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая

Фронтальная

Фронтальная

25

Административные
правоотношения

1

26

Основные понятия и
институты уголовного
права.

1

27
28

Социальные права
Практическая работа по
теме: «Социальные права»

1
1

29

Международно-правовая
защита жертв
вооруженных конфликтов.
Практическая работа по
теме: «Международная
правовая защита»
Правовое регулирование
отношений в сфере
образования.
Лабораторная работа
«Закон об Образовании»

1

33

Контрольная работа

1

34

Самостоятельная работа

1

35

Повторение и обобщение

1

30

31

32

1

1

1

Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Репродуктивный уровень:
Основные черты административного права, административные правонарушения и наказания
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Репродуктивный уровень:
Особенности уголовного права, преступление, уголовное наказание для
несовершеннолетних
Продуктивный уровень
Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные
задачи. Анкета по отношению к коррупции в РФ.
Репродуктивный уровень:
Социальные права. Конституция РФ. Право на социальное обеспечение.
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения
Репродуктивный уровень:
Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного
гуманитарного права. Женевские конвенции. Международный комитет Красного Креста. История
создания и функции ООН.
Продуктивный уровень
Особенности и значение международного права
Репродуктивный уровень:
Закон РФ «Об образовании», Конституция РФ о праве на образование.
Как гос-во гарантирует право на образование
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал
Продуктивный уровень
Знать смысл основных понятий и терминов.
Продуктивный уровень
Знать смысл основных понятий. Анализировать тексты.

Итого 35 час

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая

Фронтальная

Фронтальная
Групповая

5. Учебно-методические и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и
др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,
изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2018.
Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. :
Просвещение, 2018.
Дополнительная литература для учителя:
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в
школе. – Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. – М. : Новый
учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9–11 классы : разработки организационнодеятельностных игр / В. В. Гордеева. – Волгоград : Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя
с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8–11 классы. Интерактивные методы
преподавания права / Е. А. Мавлютова. – Волгоград : Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. – М. : Экстремум, 2007.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог.
тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические
упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское
педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С.
Прутченков. – М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват.
учреждений / А. И. Кравченко. – М. : Просвещение, 1996.
Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей,
социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. – М. : Издательство
деловой и учебной литературы, 2006.
Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8–9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для
учителя. – Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. – М. : Новый учебник, 2007.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по
обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный
базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М.
: Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников : 5–9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева.
– Волгоград : Учитель, 2006.
Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право.
Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля : элективные курсы /
авт.-сост. Н. И. Чеботарева. – Волгоград. : Учитель, 2007.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального
компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных
учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. –
Волгоград : Учитель, 2006. – 123 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В.
Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов
пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион.
образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями
/ Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10–11 кл. : пособие для учащихся
общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. – М. :
Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М, ИНФРА-М,
2010.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для
студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. –
М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. :
Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д.
: Феникс, 2010.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8–11 классы : справ. материалы /
С. Н. Дыдко. – М. : АСТ : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ. материалы / А. Н. Иоффе, О. В.
Кишенкова. – М. : АСТ : Хорвест : Астрель, 2006.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория
Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина.
– Волгоград : Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. –
М. : Айрис-Пресс, 2010.
Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р.
В. Пазин. – М. : Легион, 2009.

6. Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения обществознания обучающиеся должны:
знать/понимать:
 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
 сущность общества как формы совместной деятельности людей;
 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные
отношения.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;

• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и
различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных
институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и
элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия
с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и
гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями, социальным положением.
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
черты и различия;
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства);
Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее
носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);

различать в социальной информации факты и мнения;
Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления,
доверенности и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
 общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
 нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
 первичного анализа и использования социальной информации;
 сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование
компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.

Инструментарий для оценивания результатов









Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и
устный опрос (как фронтальный, так и индивидуальный), тестирование, работа с
таблицей, составление конспекта текста, проекты, доклады, рефераты.
Задачи школьной отметки:
Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
Принципы выставления школьной отметки:
Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов
учащихся, известные ученикам заранее;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных
достижениях
учащихся,
возможность
любого
заинтересованного
лица
проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению
каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной
экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения
контроля, если иное не определено в предметном приложении.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по истории:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе,
допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания
(правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, умение применять
определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения,
применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям
учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но
не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям
программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и

недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но
не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или
формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает
свои
суждения,
не
умеет
приводить
примеры,
излагает
материал
непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям
программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов
учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Тестирование
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60-80 % - оценка «4»
40-60 % - оценка «3»
0-40 % - оценка «2»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».