8-9 класс история ФГОС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области

Управление образования Администрации
Сысертского городского округа
МАОУ ВСОШ

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

[И.о. директора]

________________________

Козырев К.А
Приказ № 45-ОД от «31»
августа 2023 г.

________________________

Удачина М.В.
Приказ № 45-ОД от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История. Базовый уровень»
для обучающихся 8-9 классов

Сысерть 2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативноправовых документов:
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897

"Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования»
- примерная основная образовательная программа основного общего
образования, одобренная решением ФУМО по общему образованию от
08.04.2015, протокол № 1/15
-

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении

федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ

начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образования";
- Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД –
1552/03 «Об оснащении образовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием»;
- примерная программа основного общего образования по истории;
- рабочая программа и тематическое планирование курса «История России»
6-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва 2016 год; авторы А.А.Данилов,
О.Н.Журавлёва, И.Е.Барыкина;
- основная образовательная программа основного общего образования
МАОУ ВСОШ «Вечерняя сменная общеобразовательная школа»;
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается
в рамках двух курсов: «Всеобщая история» и «История России».
Цели и задачи изучения учебного предмета «История»:

Целью школьного исторического образования является формирование
у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания
современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по основным этапам развития российского государства
и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной,

социальной,

культурной

самоидентификации

в

окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней в социальной, экономической,
политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к
месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями
взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и
настоящего,

руководствуясь

принципом

историзма,

в

их

динамике,

взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с
другими

людьми

в

современном

поликультурном,

полиэтничном

и

многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета «История»:
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с
учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе
школьного

образования,

возрастных

потребностей

и

познавательных

возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также
ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Программа разработана на основе требований Концепции единого
учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также
принципов и содержания Историко-культурного стандарта и рассчитана на
средний уровень учащихся.
В современном плюралистическом российском обществе единая
концепция исторического образования выступает в качестве общественного
договора,

призванного

обеспечить

согласованную

и

поддержанную

обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не
исключает

сохранения

плюрализма

оценок

и

суждений

в

рамках

исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию
отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания
учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории
формирования государственной территории и единого многонационального
российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов,
традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных
компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в
российском многонациональном обществе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «История»:
Требования
деятельностного,

к

результатам

обучения

компетентностного

и

предполагают

личностно

реализацию

ориентированного

подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в
сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе
усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и
свойств учащихся.
Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной
аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и
оценки массовых социологических исследований.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- познавательный интерес к прошлому своей страны
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с
возрастными возможностями;
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому
наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации
поступков людей предшествующих эпох;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного
многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе
формирования древнерусской народности;
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие
умения и навыки:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
— учебную, общественную и др.;
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и
познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план,
тезисы,

конспект,

формулировать

и

обосновывать

выводы

и

т.д.),

использовать современные источники информации, в том числе материалы
на электронных носителях;
- привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с
заданием;
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых
задач;
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов как
необходимой основой миропонимания и познания общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания;

- умение изучать информацию различных исторических источников,
раскрывая их познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
- знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их
биографии; основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода
конца XVII— XVIIIв.в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды
исторических источников;
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
определять

последовательность

и

длительность

важнейших

событий

отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и
решении различных
Содержание учебного курса
Всеобщая история (новейшая история зарубежных стран XX- XXI вв. 26
часов)
РАЗДЕЛ I. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX в. (12 ч.)
Введение (1 ч.)
Новейшая история как историческая эпоха. Периодизация новейшей
истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития:
скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб.
Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в.,
определяющие историю человечества в новом тысячелетии.
Тема 1. Страны Европы и США в 1900—1918 гг. Первая мировая война
(4 ч.)
Мир в начале XX в. - предпосылки глобальных конфликтов. Новая
индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Вторая промышленнотехнологическая

революция

как

основа

важнейших

перемен

в

экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Индустриальное
общество в начале XX в.: главные векторы исторического развития и черты

социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и
догоняющие. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление
регулирующей

роли

государства

в

экономике.

Причины

и

формы

вмешательства государства в экономическую жизнь в начале XX в.
Социальный реформизм как один из основных элементов государственной
политики

индустриально

развитых

стран.

Социальные

реформы

и

милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного
передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в.
Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового
хозяйства и его последствия. Неравномерность экономического развития как
характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции
между индустриальными странами.
Основные

направления

демократизации

социально-политической

жизни в начале XX в. Политические партии и главные идеологические
направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм,
марксизм. Социалистическое движение в начале XX в.: внутренние
разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма.
Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху.
Главные причины и суть «нового империализма». Завершение
территориального раздела мира между главными колониальными державами
в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание
противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол
великих держав на два противоборствующих блока - Тройственный союз и
Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в
европейском обществе.
Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны.
Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и
сражения Первой мировой войны. Изменение состава участников двух
противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и
общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных
потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и
разрушительная за всю историю человечества.

Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы
участников. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея
Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. Вашингтонская
конференция (1921 -1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление
Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия.
Новое

соотношение

сил

между

великими

державами.

Причины

неустойчивости новой системы международных отношений.
Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии (3ч.)
Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование
массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее
избирательное право). Изменения в расстановке политических сил в странах
Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе. Раскол в
рабочем и социалистическом движении: образование леворадикальных сил коммунистических

партий.

Активизация

праворадикальных

сил

-

образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад
империй и образование новых государств как политический результат
Первой мировой войны.
Развитие международных отношений в 1920-е гг. Эра пацифизма и
пацифистские движения 1920-х гг. Особенности развития стран Европы и
США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США,
политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в
Европе.

План

Дауэса

и

перемещение

экономического

центра

капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества.
Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы.
Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового
экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного
регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация
в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель - социальные
реформы и государственное регулирование. Тоталитарный и авторитарный
режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма
и авторитаризма в 20-30.-е гг. XX в.
Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного
либерализма. Ф. Рузвельт - политик новой индустриальной эпохи. «Новый

курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало
социально-ориентированного

этапа

развития

современного

капиталистического государства как главный исторический итог «нового
курса» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США в 1930-е гг.
Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании
и Франции. Британская и французская модели борьбы с экономическим
кризисом и социальными проблемами.
Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт
(1936-1939

гг.)

во

Франции.

Историческое

значение

либерально-

демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и
социальной сфере.
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах
Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных
проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920-1930-е гг.
Политические

и

социально-экономические

предпосылки

утверждения

тоталитарной диктатуры фашистской партии. Особенности итальянского
фашизма.
Кризис

Веймарской

республики

в

Германии.

Политическая

нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового
экономического кризиса. Нацистская партия на пути к власти. Идеология
национал-социализма:

предпосылки

формирования,

основные

идеи,

пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии.
Этапы установления фашистского режима (1933 - 1939 гг.). Роль нацистской
партии и фашистского государства в экономической, общественнополитической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к
войне. Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в
1930-е гг.
Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г.
и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и
правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный
фронт. Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.). Предпосылки
образования военно-авторитарной диктатуры. Особенности испанского
фашизма.

Международное положение СССР в 1930-е гг. - конец эры пацифизма.
Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы.
Агрессивные

действия

Германии,

Италии,

Японии

в

1930-е

гг.

Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять
государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения
агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета
США. Военно-политический блок Берлин - Рим - Токио (1937 г.),
Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и
секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.
Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в. (2
ч.)
Географические

и

политические

параметры

понятия

«Восток».

Положение в странах Востока в первой половине XX в. Культурноцивилизационные особенности и проблемы модернизации в условиях
формирования единого мирового хозяйства. Способы осуществления
модернизации: реформы или революции. Проблема синтеза традиций и
модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран
Востока на примере Японии, Китая и Индии.
Культурно-цивилизационное
общества.

Особенности

своеобразие

социально-экономического

латиноамериканского
и

политического

развития латиноамериканских стран в первой половине XX в. Факторы,
способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской
Америки.
Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки (2 ч.)
Причины и характер Второй мировой войны (1939-1945 гг.).
Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные
операции в 1939 - июне 1941 г. Подготовка Германией плана нападения на
СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой
войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в
Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 - 1944 гг.
Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид.
Движение Сопротивления и его герои.

Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма.
Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государствучастников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам.
1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном
устройстве мира.
Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (19441945 гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии.
Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии
(август 1945 г.). Капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны. Роль
СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.
Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во
второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав
СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация
Германии, образование двух германских государств. Сепаратный договор с
Японией. Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945-1946 гг.)
процесс над главными военными преступниками. Преступления против
человечности.
РАЗДЕЛ II. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX в. (14
ч.)
Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития (3
ч.)
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный
(биполярный). Причины и главные черты «холодной войны».
Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ
раскола Европы и мира на две противоборствующие общественнополитические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических
блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав СССР и США. Ядерное оружие - равновесие страха и сдерживающий фактор
от прямого военного столкновения.
Особенности послевоенного экономического восстановления стран
Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический
подъем в странах Запада в 1945-1970-е гг. Стабилизация международной
валютной системы. Либерализация мировой торговли. Экономическая

интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное.
Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и
регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы.
Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия
экстенсивного

типа

производства.

Завершающая

фаза

зрелого

индустриального общества, ее атрибуты и символы.
Причины экономического кризиса 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. Новый
этап

научно-технической

постиндустриальному

революции.

Предпосылки

(информационному)

обществу,

перехода

его

к

важнейшие

признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как
важнейшие

факторы

производства.

Роль

науки

и

образования

в

информационном обществе. Три этапа социально-экономической политики
ведущих капиталистических стран Запада в 1970-1990-е гг.: либеральнореформистский,

социал-реформистский,

консервативно-реформистский.

Противоречия социально-экономического развития современных стран в
конце XX - начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех
центров современной мировой экономики (США, Европейский союз,
Япония).
Главные идейно-политические направления партийной борьбы во
второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое
и

коммунистическое

течения.

Изменения

в

партийно-политической

расстановке сил в странах Запада во второй половине XX в. Появление в
лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Подъем и
крах коммунистических партий и международного коммунистического
движения. Последовательное увеличение влияния социал-демократов и
переход на платформу умеренного реформизма. Факторы возрождения
правых экстремистских группировок и партий во второй половине XX в.
Неофашизм.

Крайности

современных

националистических

движений.

Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX начале XXI в.
Причины появления новых социальных движений и расширения
влияния гражданского общества во второй половине XX - начале XXI в.
Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое

движение молодежи и студентов, экологические, феминистское и этнические
движения, культурные связи, группы взаимопомощи и др. Процесс
формирования гражданского общества и отражение в нем противоречий
перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как
движения гражданских инициатив.
Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине XX в.: единство и
многообразие. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира
(8ч.)
США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики
после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней
политики США в 1945-1990-е гг. Отражение в политической истории США
общих

тенденций

развития

ведущих

стран

Запада.

Демократы

и

республиканцы у власти. США - сверхдержава в конце XX - начале XXI в.
Великобритания. «Политический маятник» 1950-1990-х гг.: лейбористы
и

консерваторы

у

власти.

Социально-экономическое

развитие

Великобритании. М. Тэтчер - «консервативная революция». Э. Блэр политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Приоритеты
внешней политики Великобритании.
Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции
во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти
генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация.
Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. Попытка «левого
эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и
правых сил у власти - опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика
Франции. Париж - инициатор европейской интеграции.
Италия. Провозглашение республики. Политическая нестабильность
как особенность итальянской партийно-политической системы во второй
половине XX в. Реформа избирательной системы. Развал прежних партий и
формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социальноэкономического развития Италии.
Германия. Три периода истории Германии во второй половине XX в.:
оккупационный режим (1945-1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (19491990-е гг.), объединенная Германия (с 1990 г.- ФРГ). Историческое

соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице
двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в
ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской
стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические
проблемы объединенной Германии.
Восточноевропейские

страны.

Географические

и

политические

параметры понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой
социалистической системы (социалистический лагерь).
Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских
странах.

Утверждение

основ

тоталитарного

социализма,

нарастание

кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы
в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в
Чехословакии (1968 г.). Революции 1989-1990-х гг. в странах Восточной
Европы

и

ликвидация

основ

тоталитарного

социализма.

Основные

направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря,
их итоги на рубеже XX-XXI вв.
Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация.
Проблемы

выбора

путей

развития

и

модернизации

общества

в

освободившихся странах Азии и Африки. Культурно-цивилизационные
особенности развития Азиатско-Тихоокеанского региона, индо-буддийскомусульманского региона в 1970-1990-е гг. Основные модели взаимодействия
внешних

влияний

и

исламских

традиций

в

мусульманском

мире.

Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития
стран Африки, Азии к концу XX в. Место стран Азии и Африки в системе
международных отношений.
Япония.

Основные

направления

реформирования

послевоенной

Японии и их итоги. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо»
во второй половине XX в.
Китай. Гражданская война (1946-1949 гг.) и провозглашение КНР.
Восстановление национальной экономики в 1949-1957 гг. «Большой скачок»
и его результаты. Мао Цзэдун. Культурная революция 1966-1976 гг. Начало
реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин. Особенности китайской модели
реформирования экономики в конце XX в.

Индия. Пути реформирования индийского общества во второй
половине XX в. Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире.
Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на
социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй
половине XX в. Варианты модернизации в странах Латинской Америки.
Региональная

экономическая

интеграция.

Демократизация

в

латиноамериканских странах - тенденция в конце XX - начале XXI в.
Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский
кризис (1962 г.) и его значение при переходе от конфронтации к переговорам.
Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряженность и разрядка в
международных
социализма

и

отношениях.
распад

СССР,

Окончание

«холодной

превращение

США

войны»,
в

крах

единственную

сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную
силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная
интеграция в мире: американский и европейский варианты. Образование
Европейского союза и его расширение на Восток. Угроза международного
терроризма. Российско-американские отношения в конце XX - начале XXI в.
Глобализация

как

явление

современного

мира,

ее

основные

компоненты. Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глобализация в
сфере финансов, производства и мировой торговли, ее социальноэкономические последствия. Роль государства в условиях глобализации.
Формирование глобального информационного и культурного пространства:
проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их
решения.
Тема 7. Культура XX века (2 ч.)
Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и
новая картина мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к
проблемам бессознательного и иррационального. Науки об обществе в
начале XX в.
Новая художественная система - от модернизма и авангардизма начала
XX в. до постмодернизма конца XX - начала XXI в.
Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в.
Стиль

модерн

(художественные

направления

-

импрессионизм,

постимпрессионизм,

символизм

и

др.).

Авангард

(художественные

направления - абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.).
Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре.
Символизм в музыке (Р. Вагнер), в литературе (Ш. Бодлер, П. Верлен,
С. Маларме), в изобразительном искусстве (О. Бердслей, П. Де Шаванн, Г.
Климт, А. Беклин).
Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века
(Г. Ибсен, А. Чехов, Г. Гауптман). Литература «потерянного поколения» (Э.
Хемингуэй, Д. ДосПасос, Э.-М. Ремарк). Литература авангарда (Д. Джойс, Ф.
Кафка, М. Пруст). Антиутопии в литературе (Е. Замятин, А. Платонов, О.
Хаксли, Дж. Оруэлл).
Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства.
Кумиры начала XX в. (Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин).
Наступление тоталитаризма в 1930-е гг. Эмиграция научной и культурной
элиты. Нью-Йорк - новый художественный центр мира. Наука и искусство в
тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство на службе у
пропаганды.
Культура во второй половине XX в. Научно-техническая революция.
Достижения

и

проблемы.

(информационного)

общества.

Формирование
Роль

науки,

постиндустриального

знаний

информации

и

образования в современном мире. Революционное развитие информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер. Интернет.
Новые

философские

постмодернизма

(М.

направления:

Фуко,

от

Ж-Деррида).

экзистенциализма
Осмысление

до

проблем

информационного общества.
Литература второй половины XX в. Антифашистская литература.
Философская литература (Т. Манн). Литература экзистенциализма (Ж.-П.
Сартр,

А.

Камю),

авангарда

(Э.

Ионеско),

магического

реализма

латиноамериканских писателей (X. Борхес, Г. Маркес), постмодернизма (У.
Эко. «Имя розы», М. Павич. «Хазарский словарь», П. Коэльо. «Алхимик»),
Изобразительное искусство во второй половине XX в. Нью-Йоркская
(1945-1960 гг.) и европейская (1945-1960 гг.) художественные школы. Новые

художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.).
Постмодернизм в архитектуре.
Кинематограф второй половины XX в. Направления и жанры. США главный

поставщик

массовой

кинематографической

продукции.

Музыкально-коммерческая индустрия (шоу-бизнес), рок-и поп-музыка. Роль
средств массовой информации. Массовая культура и элитарное искусство.
Повторение и контроль (1 ч.)
История России (46 часов)
Глава I. Россия в первой четверти XIX в. (10 часов)
Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв. Александр I: начало
правления. Реформы М.М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в
1801-1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской
армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825 гг. Либеральные и
охранительные тенденции во внутренне политике Александра I в 1813-1825
гг.

Национальная

политика

Александра

I.

Социально-экономическое

развитие страны в первой четверти XIX века. Общественное движение при
Александре I. Выступление декабристов.
Глава II. Россия во второй четверти XIX в. (9 часов)
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренне политике
Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти
XIX века. Общественное движение при Николае I. Национальная и
религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя
политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг. Крымская война 18531856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX века.
Глава III. Россия в эпоху великих реформ. (8 часов).
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. Реформы
1860-1870-х

гг.:

социальная

и

правовая

модернизация.

Социально-

экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное
движение при Александре II и политика правительства. Национальная и
религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и
России. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878
гг.

Глава IV. Россия в 1880-1890-е гг. (10 часов)
Александр III. Особенности внутренней политики. Перемены в
экономике и социальном строе. Общественное движение в 1880 - первой
половине 1890-х гг. Национальная и религиозная политика Александра III.
Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во
второй половине XIX века. Повседневная жизнь разных слоев населения в
XIX веке.
Глава V. Россия в начале XX века. (9 часов)
Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия
развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв.
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг.
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг. Первая
российская революция и политические реформы 1905-1907 гг. Социальноэкономические реформы П.А.Столыпина. Политическое развитие страны в
1907-1914 гг. Серебряный век русской культуры.
8 класс
Новая история 1800-1913гг:
 Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М, Новая история.1800-1913; учебник
для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение,
2014.
 Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. : Поурочные планы по учебнику
Юдовской А.Я., Ванюшкиной Л.М.. – М.: «Просвещение», 2014;
 рабочая тетрадь к учебнику Юдовской А.Я., Ванюшкиной Л.М.- М.,
Просвещение, 2014;
История России:
 учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России XIX век», 8й класс, М, Просвещение, 2014 год;
 История России XIX век: 8 кл.: поурочные разработки: пособие для
учителя / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 20014;
 рабочая тетрадь к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.:
Просвещение, 2010.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном
(образовательном) плане.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень
обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета
«История». Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 учебных часа в
неделю) - « Новая история (19 век)» (27 часов на всеобщую историю и 41
час на историю России), в том числе 7 контрольных работ после изучения
ключевых тем.(2 часа в резерве).

История Нового времени. 1800-1900. 8 класс (27 часов)
№ Наименование раздела

Количество
часов

1

Становление индустриального общества. Человек в
6
новую эпоху.

2

Строительство новой Европы .

8

3

Европа время реформ и колониальных захватов .

5

4

Две Америки.

2

5

Традиционные общества перед выбором: модернизация
5
или потеря независимости.

6

Международные отношения в конце XIX – начале XX
1
вв.
Итого:

27

Становление индустриального общества. Человек в новую
эпоху. (6ч.)
Вводный урок. От традиционного общества к обществу
индустриальному. Черты традиционного общества. Основное
содержание
процесса
модернизации.
Эшелоны
капиталистическогого
развития.
Проблемы,
порожденные
модернизацией.
Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные
технические изобретения и научные открытия. Успехи

машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное
строительство. Военная техника. Новые источники энергии.
Экономические кризисы как одна из причин перехода к
монополистическому капитализму. Черты монополистического
капитализма.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.
Человек в изменившемся мире: материальная культура и
повседневность Изменения в социальной структуре общества,
вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция
населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия.
Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые
условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале
художественных исканий. Литература и искусство. Причины
быстрого развития естественно-математических наук. Основные
научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в
области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в
зеркале художественных изысканий. Основные художественные
направления в живописи и музыке.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть
общество и государство. Причины появления главных
идейнополитических течений XIX в. Характеристика основных
положений либерализма, консерватизма, социализма. История
развития социалистической мысли, воззрения социалистов
утопистов.
Причины
возникновения
неолиберализма,
неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.
Основные понятия темы:
Традиционное общество; индустриальное общество, модернизация;
индустриализация; индустриальная революция; демократизация;
обмирщение сознания; правовое государство; гражданское
общество. Индустриальная революция, свободный фабричнозаводской капитализм, монополия, монополистический капитализм,
империализм, конкуренция, экономический кризис, синдикат
картель, трест, концерн. Социальная структура общества,

аристократия, буржуазия, средний класс, наемные рабочие,
эмиграция, эмансипация. Научная картина мира, связь науки и
производства Романтизм, реализм, натурализм, критический
реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. Либерализм,
неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, социализм,
утопический социализ, марксизм, социал-реформизм, анархизм.
Строительство новой Европы (8 часов)
Консульство и образование наполеоновской империи. Режим
личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя.
Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и
Империи.
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Причины
ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию,
освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов.
Венский конгресс. Священный союз.
Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое
развитие Англии в XIX в. Политическая борьба. Парламентская
реформа 1932., установление законодательного парламентского
режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая
колониальная держава.
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому
политическому кризису. Экономическое развитие Франции в
первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис
Июльской монархии.
Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины
революции 1848. Ход Февральской революции. Основные
мероприятия Временного правительства и Учредительного
собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление
Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона
III.
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая
Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и

политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX
в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход
революцию Пруссия и Сардинское королевство – центры
объединения Германии и Италии.
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая
Италия?» Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути
объединения.
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины,
ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения
Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г.,
провозглашение республики. Окончание войны. Причины
восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской
коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в
истории.
Основные понятия темы
Империя, коалиция, консульство, буржуазная монархия, Кодекс
Наполеона,
континентальная
блокада.
Венский
конгресс, Священный союз, система европейского равновесия.
Викторианская эпоха, имущественный ценз, чартизм, хартия, тредюнионы,
Парламентская
монархия.
Конституционномонархический режим, Июльская монархия, бланкизм. Вторая
республика, Вторая империя, авторитарный режим. Юнкер,
радикал, ландтаг, карбонарий. Канцлер, путь объединения
«сверху»,
путь
объединения
«снизу».
Мобилизация,
оппозиция, Парижская коммуна, реванш, реваншизм.
Европа время реформ и колониальных захватов (5 часов).
Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место
под солнцем. Политическая устройство. Политика «нового курса» социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике.
Подготовка к войне.
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое
развитие и причины замедления темпов развития промышленности

Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты
Великобритании в конце XIX в. и создание Британской
колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.
Франция: Третья республика. Особенности экономического
развития Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности
политического развития. Эпоха демократических реформ.
Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика
Франции в конце XIX – начале XX в.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности
экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в.
Политическое развитие Италии. «Эра Джолитти». Внешняя
политика Италии в конце XIX – начале XX в..
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из
кризиса. Характеристика Австрийской империи в первой половине
XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование
Австро-Венгрии, особенности политического строя страны.
Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии.
Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в..
Основные понятия темы
Милитаризация,
пангерманизм,
шовинизм,
антисемитизм, Тройственный союз. Колониальный капитализм,
Антанта,
гомруль,
доминион.
Государственные
займы,
ростовщический капитализм, Третья республика, радикал, атташе,
коррупция. Государственный сектор в экономике, «эра Джолитти».
Национально-освободительное движение, двуединая монархия.
Две Америки (2 часа).
США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение
республики. США: империализм и вступление в мировую политику.
Характеристика экономического и социально-политического
развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером
и Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя

политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие
США в конце XIX – начале ХХ в.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Ход
национально-освободительной
борьбы
народов
Латинской
Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение
освободительных войн в Латинской Америке в первой половине
XIX в. Особенности экономического и политического развития
стран Латинской Америки в XIX в.
Основные понятия темы
Абсолютизм, гомстед, расизм, иммигрант, конфедерация,
Гражданская война. Олигархия, резервация. Каудильизм,
авторитарный режим.
Традиционные общества перед выбором: модернизация или
потеря независимости
(5 часа)
Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная
техника». Черты традиционных обществ Востока. Причины
реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии.
Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации
Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в.
Внешняя политика японского государства во второй половине XIX
в.
Китай: сопротивление реформам. «Открытие» Китая, «опиумные
войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и
императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского
движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества.
Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание
1857г.
Африка: континент в эпоху перемен. Традиционное общество.
Раздел Африки. Создание ЮАС.

Основные понятия темы
Сегунат, самурай, контрибуция, колония, Мэйдзи. «опиумные
войны», полуколония, движение тайпинов и ихэтуаней. Сипаи,
«свадеши», индийский Национальный Конгресс.
Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1
час)
Международные отношения: дипломатия или войны? Причины
усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к
войне. Борьба мировой общественности против распространения
военной угрозы.
Итоговое повторение (1ч). Итоги мирового развития в XIX веке –
начале XX века.
Содержание тем учебного курса История России XIX век.(41ч.)
8 класс
№

Наименование раздела

Количество
часов

1

Россия в первой половине XIX в.

20

2

Россия во второй половине XIX в.

21

Итого:

41

Россия в первой половине XIX в.(20ч.)
Российское государство на рубеже веков. Территория. Население.
Социально-экономическое и политическое развитие.
Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Император Александр I и
его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований.
Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по
развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.
Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение
России в начале века. Россия в третьей и четвертой

антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его
последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией.
Расширение российского присутствия на Кавказе. Присоединение к
России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского
союза.
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность
реформатора и начало его деятельности. Проект политической
реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государственного
совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского:
причины и последствия.
Отечественная война 1812 г. Причины и начало войны. Планы и
силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова
главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение.
Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический
подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель
«великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.
Герои войны. Причины победы России в войне.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в
1813 —1825 гг. Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М.
И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском
конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный
вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка.
Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Перемены во
внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция.
«Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги
внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны
1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного
права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие
промышленности и торговли.
Общественное движение при
организованного общественного

Александре I. Зарождение
движения. Первые тайные

общества. Южное и Северное общества. Конституционные проекты
П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и тайные общества.
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть
Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г.
и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на
Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Император Николай I.
Укрепление государственного аппарата и социальной опоры
самодержавия. Кодификация законодательства. Попытки решения
крестьянского вопроса, реформа управления государственными
крестьянами П. Д. Киселева. Русская православная церковь и
государство. Усиление борьбы с революционными настроениями,
основные способы и методы борьбы.
Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Противоречия
хозяйственного развития. Начало промышленного переворота, его
экономические и социальные последствия. Первые железные
дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства.
Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги
социально-экономического развития.
Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. Россия и
революционное движение в Европе. Польский вопрос. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг.
Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война.
Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная
Азия.
Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности
общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное
движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова.
Либеральное движение. Западники и славянофилы о прошлом,
настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки
1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «общинного социализма» А.
И. Герцена.

Крымская война 1853—1856 гг. Обострение Восточного вопроса.
Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в
войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С.
Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Кавказский фронт.
Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Образование и наука. Развитие образования, его сословный
характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине,
геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение
научных и технических новшеств в производство.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные
экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение
Русской Америки. Дальневосточные экспедиции. Русское географическое общество.
Художественная культура. Особенности и основные стили в
художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Национальные корни отечественной культуры и
западные влияния. Золотой век русской литературы: писатели и их
произведения. Театр. Становление национальной музыкальной
школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили,
зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой
половины XIX в. в мировую культуру.
Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных
слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.
Россия во второй половине XIX в.(21ч.)
Начало царствования Александра II. Личность Александра II и
начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы,
либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.
Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка крестьянской реформы.
Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев.

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение
отмены крепостного права.
Либеральные реформы 1860—1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа.
Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение
реформ в жизнь. Борьба консервативной и либеральной
группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. ЛорисМеликова и его проект реформ.
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного
права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного
производства. Реорганизация финансово-кредитной системы.
«Железнодорожная
горячка».
Завершение
промышленного
переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре
общества: формирование буржуазии, рост пролетариата.
Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности
российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг.
Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении.
Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.
Зарождение революционного народничества и его идеология.
Причины роста революционного движения. Революционные
народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский.
Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества:
М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.
Революционное народничество второй половины 1860-х – начала
1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х —
начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в
народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации.
Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство
Александра П.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней
политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская
политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России
в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход
военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и
Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль
России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III.
Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства.
Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и
печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на
местное самоуправление. Национальная и религиозная политика
Александра III.
Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая
характеристика экономической политики Александра III.
Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А.
Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю.
Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности.
Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев общества. Социальная структура
пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление
процесса расслоения крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Размывание дворянского сословия.
Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской
буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности
российского пролетариата. Положение и роль духовенства.
Разночинная интеллигенция. Казачество.
Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении.
Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в
России, зарождение российской социал-демократии.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные
направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Просвещение и наука. Развитие образования: достижения и
проблемы. Успехи естественных, физико-математических и
прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их
вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний
и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.
Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в
литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественнополитическое значение деятельности передвижников. Скульптура.
Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные
архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их
значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии
культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их
хозяйственное и культурное значение.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения.
Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин.
Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение
БЛОК 1. ИСТОРИЯ РОССИИ
.

Раздел II. Россия в Новое время
Учебно-методический комплект
Содержание раздела программы по истории Россия в Новое
время последовательно отражено в учебнике «История России с
конца XVI-VIII в.» для 7 класса авторов А.А. Данилов, А.Г.
Косулина, в учебнике «История России XIX в» для 8 класса
авторов А.А. Данилов, А.Г. Косулина.
Освоение программы реализуется посредством УМК (учебнометодический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов
интернет-сети.
УМК по истории Россия в новое время составляют:
 Учебник «История России с конца XVI- VIII в.» для 7 класса
авторов А.А. Данилов, А.Г. Косулина.- М., «Просвещение»,
2011.
 А.А. Данилов, А.Г. Косулина. Рабочая тетрадь «История
России с конца XVI- VIII в.»- М., «Просвещение», 2011.
 А.А. Данилов, А.Г. Косулина «История России с конца XVIVIII в. Поурочные разработки. - М., «Просвещение», 2010.
 Учебник «История России XIX в.» для 8 класса авторов А.А.
Данилов, А.Г. Косулина.- М., «Просвещение», 2011.
 А.А. Данилов, А.Г. Косулина. Рабочая тетрадь «История
России XIX в.»- М., «Просвещение», 2011.
 А.А. Данилов, А.Г. Косулина «История России XIX в.
Поурочные разработки. - М., «Просвещение», 2010.

Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории
Россия в новое время.
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию
исторические тематические карты по истории Россия в Новейшее
время.

БЛОК 2. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
РАЗДЕЛЫ III-IV. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Учебно-методический комплект
• Раздел рабочей программы по всеобщей истории «История
Нового времени» для 7—8 классов.
• Юдовская А. Я. Всеобщая история: История Нового
времени,
1500—1800: учеб. для 7 кл./А. Я. Юдовская, П.
А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2011.
• Юдовская А. Я. Всеобщая история: История Нового времени,
1500—1800: рабочая тетрадь для 7 кл./А. Я. Юдовская, Л. М.
Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2010.
• Юдовская А. Я. Книга для чтения по Новой истории, 1500—
1800: пособие для 7 кл. / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. —
М.: Просвещение, 2009.
• Юдовская А. Я. Поурочные разработки по Новой истории,
1500—1800: пособие для 7 кл. /А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2009.
• Юдовская А. Я. Всеобщая история: История Нового времени,
1800—1913: учеб. для 8 кл./А. Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л. М.
Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2011.
• Юдовская А. Я. Всеобщая история: История Нового времени,
1800—1913: рабочая тетрадь для 8 кл./А. Я. Юдовская, П. А.
Баранов, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2010.
• Юдовская А. Я. Книга для чтения по Новой истории, 1800—
1913: Пособие для 8 кл. / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. —
М.: Просвещение, 2009.

• Юдовская А. Я. Поурочные разработки по Новой истории,
1800—1913: пособие для 8 кл. / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2009.
• Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории
Нового времени, электронные и интернет-ресурсы.
Электронные издания
• Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки
по Новой истории 1500—1800 гг. 7 класс.
Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки
по Новой истории 1800—1913 гг. 8 класс.

Перечень рекомендуемой литературы для
учащихся
Великие географические открытия:
1. Берн Ж. История великих путешествий: Открытие Земли / Ж.
Берн.-Л., 1958.
2. Гуляев В. И. Идолы прячутся в джунглях/В. И. Гуляев. - М.,
1972.
3. Киплинг Р. Отважные мореплаватели. Индийские рассказы / Р.
Киплинг. — СПб., 1995.
4. Цвейг С. Подвиг Магеллана. Америго/С. Цвейг. — М., 2010.
5. Хаггард Р. Дочь Монтесумы / Р. Хаггард. — Минск, 1993.
Возрождение:
1. Любимов Л. Д. Небо не слишком высоко. Золотой век
итальянской живописи / Л. Д. Любимов. — М., 1979.
2. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы: книга для чтения
/Л. Д. Любимов. — М.: Просвещение, 1996.
3. Маркиш С. Знакомство с Эразмом из Роттердама / С. Маркиш.
— М., 1971.
4.Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанч-ский /
М. Сервантес. — М., 2008.
5. Шекспир У. Ромео и Джульетта/У. Шекспир. — СПб., 2001.
6. Стам С. М. Корифеи Возрождения. Искусство и идеи
гуманистического свободомыслия. В 2 кн. / С. М. Стам. — Саратов, 1991.

Политическое развитие Европы в XVI—XVIIвв.:
1. Дюма А. Собрание сочинений. В 20 т. Королева Марго.
Графиня Монсоро. Сорок пять. Людовик XIV и его век. Людовик
XV Асканио. Три мушкетёра. Двадцать лет спустя. Виконт де
Бражелон, или Десять лет спустя /А. Дюма. — М., 2001.
2.Манн Г. Молодые годы короля Генриха IV/Г. Манн.— М., 2003.
3.Цвейг С. Мария Стюарт/С. Цвейг. — М., 2008.

Календарно-тематическое планирование
Всеобщая история
№
п/п

1

Наименование разделов и тем уроков
Введение
Новейшая история как историческая эпоха
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX в.
Тема 1. Страны Европы и США в 1900-1918 гг. Первая

Колво
часов
1
1
14
5ч

2
3
4
5-6
7
8
9
10

11
12
13
1415

16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26

мировая война
Индустриальное общество в начале ХХ века
Политическое развитие в начале ХХ в.
«Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны
Первая мировая война. Версальско-Вашингтонская система
Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии
Последствия войны: революции и распад империй.
Капиталистически мир в 20-е гг. США и страны Европы
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода
США: «новый курс» Рузвельта. Демократические страны Европы в
30-е гг. Великобритания, Франция
Тоталитарные режимы в 30-е гг. Италия, Германия, Испания
Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине
XX в.
Восток и Латинская Америка в первой половине ХХ в
Культура и искусство первой половины ХХ в
Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки
Международные отношения в 1930-е гг.
Вторая мировая война 1939-1945 гг.
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX –
НАЧАЛО XXI вв.
Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные тенденции
развития
Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»
Завершение эпохи индустриального общества 1945-1970. Кризисы
1970-1980-х гг. Становление информационного общества.
Политическое развитие. Гражданское общество. Социальные
движения
Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине XXв.:
единство и многообразие. Глобализация, тенденции и
проблемы современного мира
Соединённые Штаты Америки. Великобритания. Франция
Италия. Германия: раскол и объединение. Преобразование и
революции в странах Восточной Европы. 1945-2007 гг.
Латинская Америка во второй половине ХХ в.
Страны Азии и Африки в современном мире
Международные отношения
Тема 7. Культура XX века
Культура во второй половины ХХ – начала XXI в.
Глобализация в конце ХХ – начале XXI в.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Заключение. Глобальные проблемы современности.
ИТОГО

1
1
1
2
4ч
1
1
1
1
2ч
1
1
3ч
1
2
10
3ч
1
1
1
5ч

1
1
1
1
1
2ч
1
1
1
1
26

История России.
№

Наименование разделов и тем уроков

Кол-

п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Глава I. Россия в первой четверти XIX в.
Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв.
Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского.
Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
Отечественная война 1812 г.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика
Александра I в 1813-1825 гг.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренне политике
Александра I в 1813-1825 гг.
Национальная политика Александра I.
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX
века.
Общественное движение при Александре I. Выступление

во
часов
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1

декабристов.
10
11
12
13
14
15
16
1718
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Повторительно-обобщающий урок
Глава II. Россия во второй четверти XIX в.
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренне
политике Николая I.
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти
XIX века.
Общественное движение при Николае I.
Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный
облик страны.
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг.
Крымская война 1853-1856 гг.
Культурное пространство империи в первой половине XIX века.

1
9
1

Повторительно-обобщающий урок
Глава III. Россия в эпоху великих реформ.
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.
Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный
период.
Общественное движение при Александре II и политика
правительства.
Национальная и религиозная политика Александра II.
Национальный вопрос в Европе и России.
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 18771878 гг.
Повторительно-обобщающий урок
Глава IV. Россия в 1880-1890-е гг.
Александр III. Особенности внутренней политики.
Перемены в экономике и социальном строе.
Общественное движение в 1880 - первой половине 1890-х гг.

1
8
1
1
1
1

1
1
1
1
1
2

1
1
1
1
10
1
1
1

31
32
3335
36

Национальная и религиозная политика Александра III.
Внешняя политика Александра III.
Культурное пространство империи во второй половине XIX века.

1
1
3

Повседневная жизнь разных слоев населения в XIX веке.

1

37

Повторительно-обобщающий урок

1

Глава V. Россия в начале XX века.

9

38

Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия 1
развития.

39

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв.

40

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1

1

1894-1904 гг.
41

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 1
гг.

42

Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 1
гг.

43

Социально-экономические реформы П.А.Столыпина.

1

44

Политическое развитие страны в 1907-1914 гг.

1

45

Серебряный век русской культуры.

1

46

Повторительно-обобщающий урок

1

ИТОГО

46

8 класс
Тематическое планирование /68 ч/

№

Разделы и темы уроков

п/п

Кол-во
часов

№ урока

Дата
прохождения
темы урока

Примечание

История России в конце XVII-XVIII вв. (48 ч.)

Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I. (15 часов)

1

Россия и Европа в конце XVII века.

1

1

§1 РТ§ 1

2

Предпосылки Петровских реформ.

1

2

§2 РТ§ 2

3

Начало правления Петра I.

1

3

§3РТ§ 3

4

Великая Северная война 1700-1721 гг.

1

4

§4 РТ§ 4

5

Великая Северная война 1700-1721 гг.
Победы русского флота.

1

5

§4 РТ§ 4

6

Реформы управления Петра I.

1

6

§5 РТ§5

7

Реформа местного самоуправления.

1

7

§5 РТ§5

8

Экономическая политика Петра I.

1

8

§6 РТ§6

9

Российское общество в Петровскую
эпоху.

1

9

§7 РТ§7

10

Церковная реформа. Положение
традиционных конфессий.

1

10

§8 РТ§8

11

Социальные и национальные движения.
Оппозиция реформам.

1

11

§9 РТ§9

12

Перемены в культуре России в годы
Петровских реформ.

1

12

§10 РТ§10

13

Повседневная жизнь и быт при Петре I.

1

13

§11 РТ§11

14

Значение Петровских преобразований в
истории страны.

1

14

15

Повторение по теме «Россия в эпоху
преобразований Петра I»

1

15

§12 РТ§12, повторить
§1-11

Тема 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов)

16

Эпоха дворцовых переворотов:
причины и сущность.

1

1

§13 РТ§13

17

Наследники Петра Великого.

1

2

§14 РТ§14

18

Внутренняя политика и экономика
России в 1725-1762 гг.

1

3

§15 РТ§15

19

Внешняя политика России в 1725-1762
гг.

1

4

§16 РТ§16

20

Национальная и религиозная политика
в 1725-1762 гг.

1

5

Материалы к проекту,
повторить §§ 13-16

21

Повторение по теме «Россия при
наследниках Петра I: эпоха дворцовых
переворотов».

1

6

Тема 3. Российская империя при Екатерине II. (14 часов)

22

Россия в системе международных
отношений.

1

1

§17 РТ§17

23

Отношение России с Турцией и
Крымом.

1

2

§17 РТ§17

24

Внутренняя политика Екатерины II.

1

3

§18 РТ§18

25

Реформы Екатерины II.

1

4

§18 РТ§18

26

Экономическое развитие России при
Екатерине II.

1

5

§19 РТ§19

27

Развитие транспорта и торговли.

1

6

§19 РТ§19

28

"Золотой век" русского дворянства.

1

7

§20 РТ§20

29

Социальная структура российского
общества второй половины XVIII века.

1

8

§20 РТ§20

30

Восстание под предводительством Е.И.
Пугачёва.

1

9

§21 РТ§21

31

Народы России. религиозная и
национальная политика Екатерины II.

1

10

Материалы к проекту

.
32

Внешняя политика Екатерины II.

1

11

§22 РТ§22

33

Участие России в разделах Речи
Посполитой. Отношения с Европой.

1

12

§22 РТ§22

34

Начало освоения Новороссии и Крыма.

1

13

§23 РТ§23, повторить
§17-22

35

Повторение по теме «Российская
империя при Екатерине II».

1

14

Тема 4. Россия при Павле I. (4 часа)

36

Внутренняя политика Павла I.

37

Усиление бюрократизма и

1

1

§24 РТ§24

§24 РТ§24

полицейского произвола при Павле I.
38

Внешняя политика Павла I. Выбор
внешнеполитического курса.

1

2

§25 РТ§25

39

Внешняя политика Павла I.

1

3

§25 РТ§25

Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке. (8 часов)

40

Общественная мысль, публицистика,
литература.

1

1

Материалы к проекту

41

Образование в России в XVIII веке.
Российская наука и техника в XVIII
веке.

1

2

Материалы к проекту

42

Русская архитектура в XVIII веке.

1

3

Материалы к проекту

43

Живопись и скульптура.

1

4

Материалы к проекту

44

Музыкальное и театральное искусство.

1

5

Материалы к проекту

45

Народы России в XVIII веке.

1

6

Материалы к проекту

46

Перемены в повседневной жизни
российских сословий.

1

7

§26 РТ§26, повторить §§
24-25

47

Повторение по теме «Россия при Павле
I, культурное пространство Российской
империи в XVIII веке».

1

8

Даты, определения

Тема 6. Повторение курса (1 ч.)

48

Повторение курса.

1

1

Новая история XVIII век (20 часов)
Тема 1. Эпоха Просвещения. Время преобразований. /15ч./
49-50

Великие просветители Европы. Мир
художественной культуры
Просвещения.

2

1-2

§20

51-52

На пути к индустриальной эре.

2

3-4

§21

53-54

Английские колонии в Северной
Америке.

2

5-6

§22

55-56

Война за независимость. Создание
США.

2

7-8

§23

57-58

Франция в XVIII веке. Причины и
начало Великой французской
революции.

2

9-10

§24

59-60

От монархии к республике.

2

11-12

§25

61-62

Великая французская революция. От
якобинской диктатуры к 18 брюмера
Наполеона Бонапарта.

2

13-14

§27, повторить §§20-26

Повторение по теме «Эпоха
просвещения. Время преобразований».

1

15

даты

63

Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. /3ч./

64

Государства Востока.

1

1

§28

65

Традиционное общество в эпоху
раннего Нового времени.

1

2

§29

66

Начало европейской колонизации.

1

3

§30, повторить §§20-29

Итоговое повторение.

2

1-2

даты

67-68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».