МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования
Администрации Сысертского городского округа
МАОУ ВСОШ
РАССМОТРЕНО
Зам.директора по УВР
_________________________
Удачина М.В.
УТВЕРЖДЕНО
И.О. директора
_________________________
Козырев К.А.
Приказ№ 45-ОД
От «31» августа 2023 г.
Приказ № 45-ОД
От «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID ___________)
учебного предмета «Искусство»
для обучающихся 8х классов
Сысерть, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего
образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и
рассчитана на один год обучения — в 8 м классе. В соответствии с учебным планом в 8
классах на учебный предмет «Искусство» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного
образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка
и
в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание
программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и
общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственной
ориентации.
Данная программа учитывает логику изучения предметов «Изобразительное
искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе, отражает специфику духовного,
нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщает представления
школьников о различных видах искусства в целом и их роли в жизни человека и общества.
Методологической основой программы являются современные концепции в области
эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.),
культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и
др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А.
МеликПашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В.
Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М.
Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в
жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностнонравственной ориентации.
Для реализации рабочей программы используется учебник: «Искусство» 8-9
класс, Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д., М. Просвещение 2019г. Содержание
учебника полностью соответствует Федеральному государственному стандарту по
предмету искусство. Учебник включен в федеральный перечень учебников,
рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2023-2024 учебный год.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели
художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной
памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественнотворческих способностей учащихся;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении
ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства,
толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира),
культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства,
«родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой
самостоятельности в решении личностно и общественно значимых проблем;
- освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения
окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и
направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о
вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о
специфике языка разных видов искусства);
- овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства,
оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение,
использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном
творчестве;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его
исторические и национальные особенности;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к
искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и
общество. Задачи реализации данной программы:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве,
наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурноисторическом процессе развития человечества;
- углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию
и художественно - творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социальноэстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
В 8 классе программа, общая тема которой называется «Искусство в духовном
формировании личности» содержит 5 разделов:
1. Искусство в жизни современного человека.
2. Искусство открывает новые грани мира.
3. Искусство как универсальный способ общения.
4. Красота в искусстве и жизни.
5. Прекрасное пробуждает доброе.
Сопоставление Федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования по ИЗО, Примерной программы по ИЗО и авторской программы
«Искусство» выявило, что программа, разработанная Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д.
Критской, реализует обязательный минимум содержания образования.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой,
предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает
возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности,
приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественноэстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного
искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни
общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого
из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой
деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное,
коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная
сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественнотворческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение,
образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой
деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется
целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое
переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и
самопознание.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного
общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы,
урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, втом числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения,
уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной
культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в
мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной
культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего
края.
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и
моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики,
готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного
самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей
этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому
себе; осознание ценности творчества, таланта; осознаниеважности музыкального искусства
как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и
мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками
познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами
исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на
материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных
явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной
терминологии.
6. Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт
восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в
том числе в процессе музыкально- исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего
состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к
практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через
различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися
социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной
исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и
сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными
навыками в сфере музыкального и других видовискусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание
чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход
событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития
культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный
опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой
ситуации, воля к победе.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
- освоение художественных произведений как духовного опыта поколений;
понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры
другого народа;
- знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики
художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка
разных видов искусства;
- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности,
художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать
в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе
нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и
умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого
соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других
источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности;
решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные
способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями
культуры;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая
компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем
различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт
поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.
Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти,
величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, «в
преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества
в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая
жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину
и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их
взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы – прозы и
поэзии, изобразительного искусства – живописи и скульптуры, архитектуры и графики,
книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок – оперы,
а также кино.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Поурочное планирование используется
в данной рабочей программе без изменений. Логика изложения и содержания программы
полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять через
практическую и творческую деятельность, срезы и тестовые работы, анализ произведений
искусств.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСКУССТВО» В 8 КЛАССЕ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, 35 ЧАСОВ, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№
Разделы и темы
урока
1
2
3
4
5
6
7-8
9
10
11
12-13
14
15
16
17
18
19-20
21-22
23-24
25
26
27
28-33
34-35
Всего:
1. Искусство в жизни современного человека
Искусство вокруг нас
Художественный образ, стиль, язык
Наука и искусство. Знание научное и знание
художественное
2. Искусство открывает новые грани мира
Искусство рассказывает о красоте земли. Литературные
страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная
живопись.
Зримая музыка
Человек в зеркале искусства: жанр портрета
Портрет в искусстве России. Портреты наших великих
соотечественников. Как начиналась галерея
Музыкальный портрет. Александр Невский
Портрет композитора в литературе и кино
3. Искусство как универсальный способ общения
Мир в зеркале искусства
Роль искусства в сближении народов. Искусство
художественного перевода – искусство общения. Как
происходит передача сообщений в искусстве?
Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и
символы искусства
Художественные послания предков. Разговор с
современником
Символы в жизни и искусстве
Музыкально-поэтическая символика огня
4. Красота в искусстве и в жизни
Что есть красота
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка
Есть ли у красоты свои законы
Всегда ли люди одинаково понимали красоту
Великий дар творчества: радость и красота созидания
Как соотносится красота и польза
Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве
5. Прекрасное пробуждает доброе
Преобразующая сила искусства
Исследовательский проект «Полна чудес могучая
природа». Весенняя сказка «Снегурочка»
Кол-во
часов
3
1
1
1
7
1
1
1
2
1
1
7
1
2
1
1
1
1
10
1
2
2
2
1
1
1
8
6
2
35
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как
хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с
целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все
времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание
научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и
научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры,
музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей
(по выбору учителя на знакомом материале).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и
художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт
человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений,
опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя.
Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о
красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства:
портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих
соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом,
религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи
и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства,
музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных
образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке,
изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях
русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к
сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический,
мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение
человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в
современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.).
Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с
Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском
искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных
эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин,
Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений,
как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная
музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер
и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И.
Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди,
К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские
народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной
реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в
какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной
коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные
выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств
как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаковосимволический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной
коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство
общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении
разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в
росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и
передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и
др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.);
рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор
Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и
классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и
др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта,
Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая,
Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д.
Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский
и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М.
Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А.
Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев,
Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э.
Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам,
современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи,
графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных
технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о
современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда
мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека.
Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического
переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на
социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер
эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном
произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией
художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении
произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре,
архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура
Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи;
скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и
др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А.
Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева,
художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах,
Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский,
С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации
классической и современной музыки. Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне,
А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А.
Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по
выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства:
портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии
(реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи,
фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих
отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе – 8 часов
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа»
(Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции
искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности –
поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей,
оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного
произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание
художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней
сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература,
кино, театр).
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект «Искусство 8 класс»
1. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса
общеобразовательных учреждений «Искусство». Москва: «Просвещение» - 2019.
2. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 89 класс. Москва: «Просвещение» - 2018.
3. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального
материала «Искусство» 8-9 класс. Москва: «Просвещение. - 2018.
4. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Фонохрестоматия «Искусство» 8-9
класс. Москва: «Просвещение – 2018
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла
и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три
сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального
Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и
Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП),
издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f45b76f453-552f31d9b164
12. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Сайты для работы:
1.http://school.univertv.ru/ - видеоуроки
2.http://www.ped-sovet.ru/
3.http://www.rusedu.ru/
4.http://metodisty.ru/
5.http://www.proshkolu.ru/
6.http://www.openclass.ru/
7.http://forum.in-ku.com/
8.http://www.zavuch.info/
9.http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 – репродукции
10.http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 – видео по изо
11.http://www.koob.ru/books/draw/ по ИЗО – репродукции.
12.http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/ - школьникам о животных
Список учебно-методической литературы
1. Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.
2. Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
3. Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
4. Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.;
Киев, 2005.
5. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
6. Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б.
Мириманов. — М., 1997.
7. Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.
8. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по
искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.
9. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002 10.
Энциклопедия искусства [электронный ресурс] http://www.artprojekt.ru
Календарно - тематическое планирование курса искусство в 8 классе (базовый уровень, 35 часов, 1 час в неделю)
№
п/п
Разделы
и темы
Тип
урока
1/1
Искусст
во
вокруг
нас
Введени
е новых
знаний.
Урок лекция.
2/2
Художес
твенный
образ,
стиль,
язык
Введени
я новых
знаний.
Урок лекция
Содержание урока
Планируемые результаты
обучения
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа)
Искусство вокруг нас, его роль в Формирование представлений о
жизни современного человека. современных видах искусства.
Искусство
как
хранитель Развитие умений выделять
культуры,
духовного
опыта основные черты различных
человечества.
Обращение
к видов
искусства,
отмечать
искусству прошлого с целью сходство
и
различие,
выявления
его взаимосвязь. Характеризовать
полифункциональности
и многообразие
форм
ценности для людей, живших во художественного воплощения
все
времена.
Современная мира в различных видах и
классификация видов искусства. жанрах искусства.
Их историческая изменчивость
(внутреннее
сходство,
взаимопроникновение,
противоборство).
Понятие художественного образа Знание о содержания понятия
как особого способа отражения «художественный образ», его
окружающей
действительности. характерные черты и свойства.
Характерные черты и свойства Формирование
устойчивого
художественного
образа: интереса к художественным
типизация,
метафоричность, традициям
своего
народа.
иносказательность
и Формирование
умения
недоговоренность. Особенности воспринимать художественные
его восприятия художественного произведения разных видов
образа в народном традиционном искусства и выражать свое
искусстве.
отношение к ним. Понимать
специфику
художественного
образа
в
разных
видах
искусства, особенности языка,
Контроль
Планиру
емые
сроки
Фактиче
ские
сроки
Цели
воспитания
с учетом
программы
воспитания
Устный
опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Устный
опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
3/3
Наука и Комбин
искусств ированн
о.
ый урок
Знание
научное
и знание
художес
твенное
4/1
Искусст
во
рассказ
ывает о
красоте
земли.
Литерат
урные
страниц
ы.
Пейзаж
–
поэтиче
ская и
музыкал
ьная
Урок беседа
художественных
средств
выразительности
изобразительных
(пластических)
искусств,
музыки, литературы, театра и
кино.
Формирование представлений о
художнике – творце,
преобразующем окружающий
мир. Формирование умения
разбираться в соотношении
научного и художественного
творчества. Знание и
понимание смысла
употребляемых терминов.
Наука и искусство. Знание научное
и знание художественное. Роль
искусства
в
формировании
художественного
и
научного
мышления.
Обобщение
и
систематизация представлений о
многообразии материальной и
художественной культуры на
примере произведений различных
видов искусства. Многогранная
личность
Леонардо да Винчи
(1452— 1519) — основоположника
художественной
культуры
Высокого Возрождения.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 часов)
Искусство как образная модель Формирование
умения
окружающего мира, обогащающая наблюдать жизненные явления
жизненный опыт человека, его и
сопоставлять
их
с
знания и представления о мире. особенностями
Окружающий
мир
глазами художественного воплощения в
живописца,
композитора
и произведениях
искусства.
писателя/поэта. Образы природы и Формирование
умения
быта.
Видение
мира
в соотносить
особенности
произведениях
современных композиции
(формы)
в
художественных
направлений воплощении художественных
(натюрморты
и
жанровые образов живописи, музыки.
картины). Создание средствами Формирование
умения
искусства модели построения устанавливать ассоциативные
мира, существовавшей в какую- связи между произведениями
либо эпоху (по выбору учителя).
разных
видов
искусства.
Формирование
умения
Устный
опрос,
письменн
ый опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Устный
опрос,
представл
ение
творческо
й работы
1.2.3.4.5.6.7
.8.
живопис
ь.
5/2
Зримая
музыка
Комбин
ированн
ый урок
Особенности
мировоззрения
художника и их отражение в
произведениях искусства, связь с
культурно-исторической эпохой.
Образы
природы,
человека,
окружающей
жизни
в
произведениях
русских
и
зарубежных мастеров.
6/3
Человек
в
зеркале
искусств
а: жанр
портрета
Портрет
в
искусств
е
России.
Комбин
ированн
ый урок
Изображение
человека
в
скульптуре, живописи, графике.
Автопортрет. Изображения детей в
русском искусстве. Искусство как
средство познания человека.
Урок беседа
История развития русской школы
портретной живописи.
Портрет
ы наших
великих
Комбин
ированн
ый урок
Место портретного жанра в
творчестве русских художников.
7/4
8/5
подбирать
музыкальные
произведения,
созвучные
картинам русских художников;
живописные
полотна,
созвучные
литературным
образам и др.; художественные
произведения, раскрывающие
эмоциональное богатство мира.
Уметь обосновывать выбор
художественных произведений
для компьютерной презентации
на примере презентации на тему
«Пейзаж в литературе, музыке,
живописи».
Формирование
представления об отражении
мировоззрения художника и
исторической
эпохи
в
произведении искусства.
Формирование представления
об основных составляющих
мастерства
художника
и
влияния
национальных
традиций
на
творчество
художника.
Формирование представления
об основных этапах развития
портретной живописи в России.
Умение
собирать
художественную информацию
для
создания
альбома,
альманаха,
компьютерной
презентации на тему «Жанр
портрета в культуре разных
времен».
Умение различать портреты
различных эпох и называть
авторов.
Умение
собирать
Устный
опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Письменн
ый опрос
1.2.3.4.5.6.7
.
Устный
опрос
1.2.3.4.5.6.7
.
Устный
опрос.
Письменн
1.2.3.4.5.6.7
.
9/6
10/
7
соотечес
твенник
ов. Как
начинал
ась
галерея
Музыка
льный
портрет.
Алексан
др
Невский
.
Роль портрета в исторической художественную информацию
летописи России.
для
создания
альбома,
альманаха,
компьютерной
презентации на тему «Жанр
портрета в культуре разных
времен».
Комбин Портреты
наших
великих Устанавливать ассоциативные
ированн соотечественников.
Создание связи между звуковыми и
ый урок образа
человека
средствами зрительными
образамимузыкального
искусства. представлениями.
Особенности
восприятии Анализировать
средства
музыкального
портрета. музыкальной выразительности,
Метафоричность
музыкального воплощающие характеры героев
портрета. Синтез музыки со и персонажей. Осуществлять
словом, сценическим действием в перевод
художественных
создании музыкального портрета. впечатлений с языка музыки на
язык литературы, язык жестов,
графики и т.д. Соотносить
особенности
композиции
(формы)
в
воплощении
художественных
образов
живописи и музыки
Портрет Урок Формирование образа композитора Устанавливать ассоциативные
компози обобщен средствами живописи, литературы, связи между звуковыми и
тора в
ие
кино.
Восприятие
образа зрительными
образамилитерату
композитора через призму его представлениями.
ре и
творчества.
Фрагменты Анализировать
средства
кино
произведений В.Моцарта:
музыкальной выразительности,
- Симфония № 40
воплощающие характеры героев
- «Маленькая ночная серенада»
и
персонажей.
Подбирать
- «Рондо в турецком стиле» музыкальные
произведения,
«Реквием».
созвучные картинам русских
художников;
живописные
полотна
созвучные
литературным
образам
Анализировать синтетический
характер кинообразов, роль
ая
самостоят
ельная
работа
Устный
опрос.
1.2.3.4.5.6.7
.
Устный
опрос,
письменн
ый опрос
1.2.3.4.5.6.7
.
11/
1
Мир в
Комбин
зеркале
ированн
искусств ый урок
а
12/
2
Роль
Урок –
искусств беседа.
ав
сближен
ии
народов.
13/
3
Искусст Комбин
во
ированн
художес ый урок
твенног
о
перевод
а–
искусств
музыки в ритмизации действия,
характеристике
персонажей,
драматургии фильма.
Раздел 3 Искусство как универсальный способ общения (7часов)
Искусство
как
проводник Понимать роль искусства в Устный
духовной энергии. Произведения жизни человека и общества. опрос
отечественного и зарубежного Использовать
искусства в сопоставлении разных коммуникативные
свойства
жанров и стилей.
искусства.
Воспринимать
произведения различных видов
искусства.
Анализировать
особенности их языка и
соотносить их с эпохой. –
Умение
прочитывать
информацию, заключенную в
памятниках искусства.
Раскрывать
специфику
искусства и его особенности как
универсального
способа
общения.
Процесс
художественной Знать музеи, художественные Устный
коммуникации и его роль в галереи,
архитектурные опрос
сближении народов, стран, эпох. памятники мирового значения,
Роль музеев и международных своего края, города, поселка и
выставок, конкурсов, симпозиумов др. Рассматривать особенности
в сближении народов, в развитии воплощения образа средствами
диалога культур.
разных видов искусства в
историческо
культурной
ретроспективе.
Коммуникационные каналы в Аргументировать
свое Устный
искусстве.
Диалог
искусств. отношение
к
стилистике опрос
Искусство
художественного интерпретаций художественных
перевода – искусство общения. произведений.
Владеть
Деятельность переводчиков в информацией о конкурсах и
развитии
международного фестивалях
различной
общения.
тематической направленности.
Сравнивать
содержание
и
1.2.3.4.5.6.7
.8.
1.2.3.4.5.6.7
.8.
1.2.3.4.5.6.7
.8.
14/
4
15/
5
16/
6
о
общения
. Как
происхо
дит
передача
сообщен
ий в
искусств
е?
Искусст
во –
проводн
ик
духовно
й
энергии.
Знаки и
символы
искусств
а
Художес
твенные
послани
я
предков.
Разговор
с
совреме
нником
Символ
ыв
жизни и
искусств
е
эмоциональный
строй
художественных
переводов
(поэтический
перевод,
музыкальные версии одного и
того
же
произведения,
поэтического текста и др. )
Уроклекция
Способы
художественной
коммуникации.
Знаковосимволический
характер
искусства. Лаконичность и емкость
художественной коммуникации.
Знаки и символы в натюрмортах,
пейзажах, в жанровых картинах.
Символика
архитектуры.
Символика
в
скульптуре,
живописи.
Знать/понимать
символику Устный
основных религиозных обрядов, опрос
изображений святых (иконы).
Раскрывать свое понимание
художественной
идеи,
нравственно-эстетического
смысла образов-символов дороги, солнца, огня и др.
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Комбин
ированн
ый урок
Передача
информации
современниками и последующими
поколениями: росписи, мозаики и
миниатюры, графика и живопись,
карикатура.
Интонационные
символы лирики, героики, эпоса,
драмы.
Понимать
значение Письменн
классического и современного ый опрос
искусства в общении людей
разных
стран,
различных
национальностей и культур, в
воспитании толерантности.
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Комбин
ированн
ый урок
Знаково-символический характер
искусства. Лаконичность и емкость
художественной коммуникации.
Центральные
символы-образы
любой культуры — солнце, дерево,
дорога. Люди верили, что они
наделены священными силами, и
Знать/понимать
символику Устный
основных религиозных обрядов, опрос
изображений святых (иконы).
Раскрывать свое понимание
художественной
идеи,
нравственно-эстетического
смысла
образов-символов
1.2.3.4.5.6.7
.8.
17/
7
18/
1
19/
2
почитали их. Образы и символы в (дороги, солнца, огня и др.).
русской поэзии и прозе – дорога.
Понимать значение искусства
как универсального способа
общения
и
проводника
духовной энергии.
Музыка УрокОбращение творца произведения Знать/понимать
символику
льнобеседа
искусства к современникам и основных религиозных обрядов,
поэтиче
потомкам.
Образ
огня
в изображений святых (иконы).
ская
литературе, живописи, поэзии.
Раскрывать свое понимание
символи
художественной идеи,
ка огня.
нравственно-эстетического
смысла образов-символов огня
Раздел 4. Красота в искусстве и в жизни (10 часов)
Что есть Комбин Способность искусства дарить Различать объекты и явления
красота ированн людям чувство эстетического реальной жизни и их образы,
ый урок переживания.
Знакомство
с выраженные в произведениях
отечественным и зарубежным искусства.
Объяснять
их
искусством
в
сопоставлении отличие
друг
от
друга.
произведений разных жанров и Понимать общее и особенное в
стилей; с эталоном красоты в произведениях
живописи,
скульптуре, изобразительного искусства и в
архитектуре, музыке и других художественной фотографии; в
искусствах.
произведениях литературы и
музыкального
искусства.
Выбирать
и
использовать
различные
художественные
материалы
для
передачи
собственного художественного
замысла.
Открове Урок с
Законы красоты. Различие реакций Устанавливать
образнонье
использ (эмоций,
чувств,
поступков) ассоциативные связи между
вечной
ованием человека
на
социальные
и памятниками
архитектуры,
красоты. учебног природные явления в жизни и в произведениями музыкального,
Застывш о
искусстве. Символы красоты: изобразительного искусств и
ая
кинофил скульптурный и живописный литературы.
Создавать
музыка. ьма
портреты, икона; скульптурные и композицию на заданную тему
живописные композиции.
на
плоскости
(живопись,
Устный
опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Письменн
ый опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Устный
опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
20/
3
Открове
нье
вечной
красоты.
Застывш
ая
музыка.
Урок с
использ
ованием
учебног
о
кинофил
ьма
Субъективность
восприятия
произведения
искусства.
Застывшая
музыка
в
архитектурных сооружениях
21/
4
Есть ли
у
красоты
свои
законы
Комбин
ированн
ый урок
Соединение в художественном
произведении двух реальностей –
действительно существующей и
порожденной
фантазией
художника.
рисунок,
орнамент)
и
в
пространстве
(скульптура,
художественное
конструирование).
Устанавливать
образноассоциативные связи между
памятниками
архитектуры,
произведениями музыкального,
изобразительного искусств и
литературы.
Создавать
композицию на заданную тему
на
плоскости
(живопись,
рисунок, орнамент ) и в
пространстве
(скульптура,
художественное
конструирование).
Различать жанры искусства и их
роль
в
жизни
человека.
Понимать значение символов
культуры.
Анализировать
образные средства воплощения
трагического,
комического,
лирического, драматического
содержания
произведения.
Различать истинные и ложные
ценности.
Понимать
самоценность
различных
явлений.
Анализировать
и
оценивать
произведения
различных видов искусства.
Знать
специфические
особенности языка искусства.
Анализировать и оценивать
произведения различных видов
искусства.
Письменн
ый опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Устный
опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
22/
5
23/
6
24/
7
25/
8
26/
9
Есть ли
у
красоты
свои
законы
Всегда
ли люди
одинако
во
понимал
и
красоту.
Всегда
ли люди
одинако
во
понимал
и
красоту.
Великий
дар
творчест
ва:
радость
и
красота
созидан
ия
Урок беседа
Как
соотнос
ится
красота
и
польза.
Комбин
ированн
ый урок
Урок беседа
Композиция. Гармония. Ритм.
Симметрия в произведениях
искусства.
Анализировать образные
средства воплощения
трагического, комического,
лирического, драматического
содержания произведения.
Субъективность в восприятии Выявлять
особенности
произведения искусства Красота в представлений
человека
о
понимании различных социальных красоте в различные эпохи, в
групп в различные эпохи.
разных слоях общества.
Урок Понимание красоты в различных
обобщен художественных
стилях
и
ие
направлениях. Женские образы в
произведениях
художников.
Красота и правда в музыкальных
произведениях различных жанров
и стилей.
Урок Творчество – как способность и
беседа
потребность человека познавать и
преобразовывать
окружающий
мир. Мастерство исполнительских
интерпретаций
классической и
современной музыки.
Устный
опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Устный
опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Выявлять
особенности Письменн
представлений
человека
о ый опрос
красоте в различные эпохи, в
разных слоях общества
Выявлять
особенности
представлений
человека
о
красоте в различные эпохи, в
разных
слоях
общества.
Подбирать
музыкальные
произведения,
соответствующие
времени.
Сопоставлять
различные
исполнительские
трактовки
музыкальных произведений.
Роль искусства в создании Различать истинные и ложные
жизненного
пространства ценности.
Понимать
человека. Эргономика.
самоценность
различных
явлений.
Наблюдать
за
развитием
музыки
(драматургией музыкального
произведения).
Понимать
значение контраста в создании
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Устный
опрос.
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Устный
опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
27/
10
Как
Комбин
человек ированн
реагируе ый урок
т на
явления
в жизни
и
искусств
е
28/
1
Преобра Урок зующая лекция
сила
искусств
а
29/
2
Преобра Урок зующая беседа
сила
искусств
а
гармонии целого как выражения
красоты.
Поэтизация обыденности. Красота Раскрывать образно-смысловой
и
польза.
Показ
красоты строй
произведения
в
человеческих
отношений зависимости
от
стиля
средствами любого вида искусства. исполнения. Размышлять о
произведениях
искусства,
выявлять важные, значимые
жизненные проблемы Создавать
эскизы плаката или рекламные
листочки
на
социально
значимые темы.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (7 часов)
Знакомство с произведениями Размышлять о произведениях
наиболее ярких представителей искусства, выявлять важные,
зарубежного
изобразительного значимые жизненные проблемы
искусства,
архитектуры, Создавать эскизы плаката или
выявление
своеобразия
их рекламные
листочки
на
творчества.
Постижение социально значимые темы.
художественных
образов
различных
видов
искусства,
воплощающих черты человека, его
стремление к идеалу, поиск
истины,
добра
и
красоты.
Поэтизация образа матери.
Крупнейшие
художественные Знание
наиболее
крупных
музеи страны (Третьяковская художественных музеев России
картинная галерея, Русский музей, и мира. Знание выдающихся
Эрмитаж, Музей изобразительных представителей русского и
искусств им. А.С. Пушкина). зарубежного искусства и их
Красота творческого порыва в основные произведения.
живописи, скульптуре, рисунках,
фотографиях
музыкантовисполнителей,
художников,
артистов.
Устный
опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Устный
опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Письменн
ый опрос
1.2.3.4.5.6.7
.8.
30/
3
Преобра Комбин
зующая ированн
сила
ый урок
искусств
а
Красота природы родной земли в
живописи. Лирические образы в
вокальной и инструментальной
музыке.
31/
4
Преобра Урокзующая беседа
сила
искусств
а
32/
5
Преобра
зующая
сила
искусств
а
Преобра
зующая
сила
искусств
а
Урок с
использ
ованием
видеома
териала
Урок беседа
Драматизм, героика, психологизм,
картинность, народно-эпическая
образность
как
характерные
особенности русской классической
школы.
Героический пафос в
монументальной
скульптуре
Героические
образы
в
музыкальных произведениях.
Общие
законы
восприятия Умение ориентироваться в
композиции картины и сцены. основных явлениях русского и
Художники театра.
мирового искусства, узнавать
изученные произведения.
Исследо
вательск
ий
Проектн
ая
33/
6
3435/
8
Поэтика и народная мораль в
сказочных образах (по выбору
учителя). Сюжеты и образы
народных сказок и преданий в
музыке. Мир современника в
песенном творчестве. Народные
сказки, мифы, легенды. Образы
природы, родины в русской прозе и
поэзии. Сказка в театре и кино.
Исследовательский проект. В
течение жизни каждому человеку
приходится решать множество
Знание
выдающихся
представителей русского и
зарубежного искусства и их
основные
произведения;
Умение
анализировать
содержание, образный язык
произведений разных видов и
жанров
изобразительного
искусства и определять средства
выразительности (линия, цвет,
тон,
объем,
светотень,
перспектива, композиция)
Умение ориентироваться в
основных явлениях русского и
мирового искусства, узнавать
изученные произведения.
Устный
опрос.
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Устный
опрос.
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Устный
опрос.
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Умение ориентироваться в Письменн
основных явлениях русского и ый опрос
мирового искусства, узнавать
изученные произведения.
1.2.3.4.5.6.7
.8.
Умение
разрабатывать Защита
художественную
идею
в проекта
замысле совместного проекта.
1.2.3.4.5.6.7
.8.
проект
«Полна
чудес
могучая
природа
».
Весення
я сказка
«Снегур
очка»
деятельн различных проблем — житейских,
ость
нравственных, социальных и др.
Жизнь иногда предлагает разные
пути их решения. Реализация
проекта потребует разработки
следующих
содержательных
линий:
• истоки образа Снегурочки в
языческой культуре славян;
• варианты народных и авторских
сказок (новогодних и весенних) —
братья Гримм, В. Даль, А.
Афанасьев и др.;
•
пьеса
для
театра
А.Н.
Островского «Снегурочка»;
• музыка П. И. Чайковского к
одноименному спектаклю;
• опера-сказка Н. А. РимскогоКорсакова;
• образы сказки «Снегурочка» в
изобразительном
искусстве:
книжные иллюстрации — И.
Билибин и др., декоративноприкладное искусство — Палех,
Федоскино и др.; живопись — Н.
Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В.
Васнецов и др.; эскизы костюмов и
декораций;
• кинофильмы и мультфильмы
«Снегурочка».
Итого: 35 часов
Определять свою роль в
проекте. Намечать способы
реализации
собственной
исследовательской
и
художественно-практической
деятельности.