МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Согласовано:
Педсовет
Протокол № 3_
Комплексная программа
профилактической работы
«Безопасная образовательная среда»
на 2024-2028 гг.
г. Сысерть
Пояснительная записка
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой
обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и
разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы
молодежи.
Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает
определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов,
влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин
отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных
институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении.
Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное
поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как
систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой
нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) может проявляться у детей
в разные возрастные периоды, но наиболее часто оно имеет место в подростковом
возрасте (11 - 16 лет). Этот период знаменуется бурным психофизиологическим
развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги,
происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст
«переходным» от детства к взрослости. Подростковый возраст богат
драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период
складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера,
способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного
наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной
позиции. Вместе с тем - это возраст потерь детского мироощущения, появление
чувства тревожности и психологического дискомфорта. Все это дает благоприятную
почву для развития девиаций различного характера.
Проявляются девиации в следующих Формах:
- повышенная агрессивность и конфликтность;
- неустойчивость эмоциональной сферы;
- проблемы межличностных отношений (как со взрослыми, так и со
сверстниками);
- неумении определить свою социальную позицию;
- нарушение развития познавательной деятельности;
- неадекватная самооценка;
- стремление к противоправным действиям;
- акцентуирование основных черт характера;
- негативизм, обидчивость, неуверенность, тревожность.
Девиантное поведение подразделяется на две категории:
1.
Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья,
подразумевающее наличие явной или скры той психопатологии (патологическое).
2.
Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные,
культурные и особенно правовые нормы.
Кроме того, в последнее время активизировалась деятельность асоциальных
молодёжных организаций, спекулирующих на идеях национального возрождения и
провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на
этнорелигиозной, политической почве.
Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских
проявлений. Молодёжь может быть вовлечена в деятельность экстремистских
организаций через Интернет, где они могут столкнуться с вредным контентом.
В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие
«профилактика» определяется «как система социальных, правовых, педагогических
и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствующих
безнадзорности,
беспризорности,
правонарушениям
и
антиобщественным
действиям
несовершеннолетних,
осуществляемых
в
совокупности
с
индивидуальной
профилактической
работой
с
несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении».
Следовательно, для успешного выполнения задач по профилактике
необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые
способствуют противоправным действиям подростков, дают мотивацию
асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их
устранения и способов противодействия.
Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной
школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций
человека, вот поэтому особое внимание должно уделяться детям подросткового
возраста. В этом возрасте только формируется мировоззрение, поэтому ребенок
подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика,
поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми
несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся
дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и
питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Всеэто ведет
к росту правонарушений среди подростков.
В МАОУ ВСОШ ведется работа по выявлению и учету детей с девиантным
поведением, неблагополучных семей, семей и детей «группы риска», ежегодно
составляются социальные паспорта школы и классов, сформированы
информационные банки данных о детях, состоящих на учете в ПДН, КДН и ЗП, о
детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На учащихся, состоящих на профилактическом учете, составляются
индивидуальные карты, разрабатываются индивидуальные планы работы. Работа с
детьми «группы риска» и неблагополучными семьями ведется социальным
педагогом и педагогом - психологом, администрацией школы, классными
руководителями, инспектором ПДН. С ними проводится индивидуальная работа.
Регулярно проводятся Советы профилактики, на заседания которых в течение
учебного года приглашаются неуспевающие обучающиеся, нарушающие Устав
школы и их родители. Заседания проводятся 1 раз в месяц и по ситуации.
В планах воспитательной работы классные руководители ежегодно планируют
работу по предупреждению правонарушений: классные часы, беседы, рейды по
проверке режима дня, осуществляют постоянный контроль занятости детей в
свободное от школьных занятий время, их занятости в летний период. В школе
традиционно проводятся месячники безопасности, Недели правовых знаний.
В школе ведется целенаправленная работа по профилактике беспризорности и
безнадзорности, ежедневный контроль посещаемости занятий учащимися школы.
Вопросы о состоянии профилактической работы в школе постоянно
обсуждаются на совещаниях при директоре, на заседаниях педагогических советов,
классные руководители отчитываются о проделанной работе.
Коллектив школы поддерживает тесную связь с Территориальной комиссией
Сысертского района по делам несовершеннолетних и защите их прав, ПДН. Для
организации работы по предупреждению правонарушений среди учащихся, и
контроля их режима дня привлекается также родительский комитет школы.
Данная
программа
направлена
на
повышение
эффективности
профилактической работы со всеми учащимися школы, ориентирована на
организацию досуга детей, на формирование устойчивой потребности к здоровому
образу жизни и предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми
девиантного поведения.
Программа профилактики получила название «Безопасная образовательная
среда» и направлена на совместную деятельность учащихся и их родителей,
педагогического коллектива школы и других субъектов системы профилактики.
В данной программе применяются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль поведения которого
отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего
исполнения
обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны
родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный -безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места
пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении,
лицо, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в
обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не
отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает
правонарушение или антиобщественные действия.
Антиобщественные
действия
действия
несовершеннолетнего,
выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств,
психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей
продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией,
бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие
права и законные интересы других лиц.
Семья, находящаяся в социально-опасном положении, или семья, требующая
дополнительного педагогического внимания, - семья, имеющая детей, находящихся
в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные законные
представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их
поведение либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному
выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном
положении,
а
также
по
их
социально
педагогической реабилитации (или) предупреждению совершения ими
правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на
выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности,
беспризорности,
правонарушениям
и
антиобщественным
действиям
несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной
профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в
социально-опасном положении.
Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и
принципам, выступающее в форме безнравственных и противоправных норм;
Девиантное поведение - отдельный поступок или система поступков, активно
направленных на нарушение норм и требований социальных институтов;
Просоциалъное поведение (противоположное антисоциальному поведению) деятельность человека, осуществляемая ради блага другого человека без надежды на
вознаграждение;
Аддитивное поведение - пагубная привычка, пристрастие поведение, связанное
со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до
возникновения психической и физической зависимости.
Наиболее важные аспекты Программы:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом
в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании
здорового образа жизни. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного
руководителя и социального педагога позволяют своевременно принять меры к
ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и
индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь отстающим как
педагогом-предметником, так и успевающими учениками. Если учащийся по какимлибо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется
психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала,
ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых
ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной
среды.
2. Борьба с пропусками занятий без уважительной причины является вторым
важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную
профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ученика,
прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных
мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные
прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Такого подростка
легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. По этой причине борьба с
прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики.
Классный руководитель должен установить ежедневный контроль за
посещаемостью занятий. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять
у родителей причину отсутствия. Следует установить совместный контроль со
стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика». Когда прогулы носят
систематический характер, необходимо подключение работников ПДН и Комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятие мер к родителям, не
выполняющих своих обязанностей, которые не обеспечивают контроль обучения и
воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях
К омиссии, в подавляю щ ем больш инстве случаев дает п олож ительны е результаты .
3. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей
детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали,
что современные дети испытывают:
-потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
- озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких,
своих будущих детей, так и здоровья всех людей России;
- потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по
сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
4.
Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей
(законных представителей) правовых знаний - необходимое звено впрофилактике
асоциального поведения. Проведение бесед, лекций, разъяснительной работы о
видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для
подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско
- правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают
мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать
внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных
функциях правовых норм, широко используя примеры из практики
правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося «в положение
жертвы». Следует информировать об административной и уголовной
ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в
противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их
заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. К
такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов,
приглашать для проведения лекций правоведов, психологов и других специалистов,
имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.
5.
Профилактика наркомании и токсикомании. В нашей школе необходимо
планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и
токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами
полиции и здравоохранения, родительской общественностью. Одним из
направлений антинаркотической пропаганды в школе является предостережение
обучающихся путем демонстрации страшных последствий употребления
наркотиков: показов ярких и наглядных фильмов на классных часах. На
родительских собраниях родителей информируют о широком распространении
наркотиков в подростковой среде, распространяются родителям «памятки» о
проявлениях наркомании у подростков и оказании им своевременной помощи.
6.
Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. В
нашем образовательном учреждении необходимо проводить работу по
предупреждению вовлечения учащихся в экстремистские настроенные организации
и группировки; предупреждение участия в массовых беспорядках, хулиганских
проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространении
литературы, пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь, идей
фашизма. Совместная работа педагогического коллектива, сотрудников МВД,
прокуратуры, общественных организаций строится по трем направлениям:
• работа, направленная на формирование у подростков толерантного
сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу.
• работа по раскрытию сущности и деятельности экстремистских
организаций и групп, религиозных сект.
7.
Р абот а по вы явлению уча щ и хся и семей, находящ ихся в социально- опасном
положении. В выявлении такой категории детей и родителей участвует весь
педагогический коллектив школы. При выявлении негативных фактов педагоги
информируют Совет профилактики школы. Классный руководитель, заместитель
директора по ВР, социальный педагог знакомится с жилищными условиями
обучающихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми
членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют
положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. При выявлении
конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работа
проводится одновременно с родителями и детьми. К такой работе привлекается
педагог-психолог.
Важными направлениями в этой работе являются:
установление доверительных отношений между родителем и
специалистом (классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог);
разъяснение родителям основ межчеловеческих отношений с целью
понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия,
обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная причина деструктивных
переживаний может лежать глубже внешних проявлений. Поэтому за каждым
негативным действием или случаями активного протеста в поведении следует искать
нереализованную потребность;
формирование у родителей правильного отношения к самооценке или
чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться
любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом
является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в
признании. Только в этих условиях формируется устойчивая личностная установка
и ее активность;
Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении,
необходимо строить в тесном контакте с Комиссией по делам несовершеннолетних,
инспектором ПДН, органами социальной защиты, педагогом- психологом,
сотрудниками центров социально-психологической помощи, органами опеки и
попечительства, родительской общественностью и другими общественными
организациями.
Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из
важнейших направлений профилактической школьной деятельности является
выявление, постановка на ВШК обучающихся с асоциальным поведением и
разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
Такая работа проводится в отношении следующих несовершеннолетних:
-безнадзорных или беспризорных;
-занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
- Употребляющих
наркотические
средства,
психотропные
или
одурманивающие вещества без назначения врача;
совершивших
правонарушение, повлекшее
применение
меры
административного взыскания, либо совершивших его до достижения возраста с
которого наступает такая ответственность;
- не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением
возраста, с которого она наступает, или вследствие отставания в психическом
развитии, не связанного с психическим расстройством.
Индивидуальная воспитательно - педагогическая программа должна быть
представлена как система управления обучением , воспитанием , развитием
обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и
развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо
создание следующих условий:
- выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных
социально-педагогического мониторинга;
- научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и
других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся
поведением.
Подобные проблемы требуют непосредственного участия психолога в процессе
развития личности девиантного ребенка.
Программа составлена на основе:
1.
Всеобщей декларации прав человека
2.
Конвенции ООН о правах ребенка
3.
Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
4.
Гражданского кодекса РФ Кодекса РФ об административных
правонарушениях
5.
Уголовного кодекса РФ 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020)
6.
Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.11.2020)
7.
Федерального закона от 29. 12. 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с последующими изменениями
8.
Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. от 31.07.2020)
9.
Федерального закона от 24.07.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
10.
Семейного кодекса от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
11. Федерального закона от 08.01.1998 № З-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О
наркотических средствах и психотропных веществах»
12. Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
13.
Федерального закона от 12.03.2014 № 177-ФЗ «Об утверждении
Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из данной организации,
осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие
организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным
программам соответствующих уровня и направленности» (ред. от 17.01.2019)
14.
Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об
опеке и попечительстве»
15.
Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных
веществах" от 08.01.1998 N З-ФЗ (последняя редакция)
16.
Указа Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 23.02.2018) "Об
утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской
Ф едерации до 2020 года"
17.
Письма Министерства образования РФ от 28.02.2000 № 619 «О
концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде»
18.
Письма Министерства образования РФ от 26.01.2000 № 22-06-86 «О
мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»
19.
Письма Министерства образования РФ от 27.02.2012 № 06-356 «Омерах
по профилактике суицида среди детей и подростков»
20.
Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от 20.09.2004 № 01-130/07-01 «О мерах по профилактике суицида среди детей и
подростков»
21.
Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О
противодействии терроризму»
22.
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 № 112-ФЗ
(последняя редакция)
23.
Федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты РФ в части ограничения распространения информации о
несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий
(бездействия)" от 05.04.2013 № 50-ФЗ (последняя редакция)
24.
Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и
отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.07.2012 № 139-ФЗ
(последняя редакция)
25.
Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 № 436-ФЗ (последняя редакция)
26.
Приказа Минкомсвязи России от 29.08.2012 № 217 Об утверждении
порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения
информационной безопасности детей
27.
Указа ПрезидентаРоссийскойФедерации№344«ОбутвержденииСтратег
иипротиводействияэкстремизмувРоссийскойФедерациидо2025года»от29.12.2020
28.
Федерального закона №114 «О противодействии экстремистской
деятельности» от 25.07.2002г и Указа Президента Российской Федерации № 683 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015г.
(утверждённая Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации
до 2025года, далее Стратегия)
29. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации
Методические рекомендации по вопросам, связанным с социализацией подростков,
подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников
религиозно- экстремистской и террористической идеологии.
30.
Примерного перечня необходимых профилактических мероприятий в
сфере противодействия распространению среди обучающихся деструктивной
идеологии (направленной на разжигание ненависти и вражды в обществе, в том
числе, экстремистского характера) и предупреждению экстремистских проявлений.
31. Методических рекомендаций по вопросу противодействия вовлечения
молодежи в террористические и экстремистские организации, в том числе,
международную террористическую организацию «Исламское государство»
32.
Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"по вопросам
воспитания обучающихся".
33. Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
34.
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 №996-р;
35. Закон Свердловской области от 23.10.1995 №28-03 «О защите прав
ребенка».
36. Закон Свердловской области от 28.11.2001 №58-03 «О профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области».
37. Постановление Правительства Свердловской области от 02.04.2020 № 188ПП «Об утверждении Порядка межведомственного 8 взаимодействия органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, а также иных организаций, расположенных на территории
Свердловской области, по выявлению и учету несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в
социально опасном положении».
38.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
39.
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требованияк обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Цели и задачи Программы
Цели:
1.
Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося
поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и
интересно;
2.
Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей
позиции доверия к школе;
3.
Создание механизма работы программы по снижению уровня
преступности среди учащихся.
4.
Организация антитеррористической деятельности, противодействие
возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, формирование
толерантной среды на основе ценностей многонационального российского
общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания,
принципов соблюдения прав и свобод человека.
5.
Достижение сотрудничества между всеми участниками учебновоспитательного процесса.
Задачи:
1.
Оказать своевременную психолого - педагогическую поддержку
ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
2.
Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых”
моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного
потенциала.
3.
Способствовать
повышению
психолого-педагогической
компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).
4.
Привлечь в воспитательный процесс школы представителей
общественности.
5.
Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
6.
Формировать у школьников установки на ведение здорового образа
жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры.
7.
Провести воспитательную, пропагандистскую работу с детьми и
работниками школы, направленную на предотвращение экстремистской и
террористической деятельности, воспитание толерантности, культуры мира и
межнационального согласия в школьной среде.
8.
Использовать Интернет в воспитательных и профилактических целях,
размещать на сайте школы информацию, направленную на формирование у
молодёжи чувства патриотизма, гражданственности, а также этнокультурного
характера.
9.
Участвовать в работе волонтёрского отряда на базе МКУ по работе с
молодежью «Молодежный центр Сысертского городского округа» по реализации
мероприятий, противодействующих молодёжному экстремизму, направленных на
пропаганду здорового образа жизни;
10.
Развивать систему организованного досуга и отдыха детей и
подростков в свободное время, а также каникулярное и летнее время.
11.
Повышать самосознание школьников через разнообразные формы
работы.
12.
Своевременно
обеспечивать
социальную
защиту
прав
несовершеннолетних.
Основные направления реализации Программы
Комплексная Программа предусматривает систему работы всех участников
образовательного процесса с привлечением специалистов КДН и ЗП, ПДН,
социального педагога, педагога-психолога образовательной организации и других
учреждений социума по следующим модулям:
• Профилактика преступлений, беспризорности и безнадзорности
• Безопасная среда (пропаганда ПДД, ППБ, ТБ)
• Жить здорово! (пропаганда ЗОЖ, профилактика табакокурения,
алкоголизма, употребления ПАВ)
• Профилактика суицида
• Профилактика буллинга, скулшутинга и кибербуллинга
• Профилактика экстремизма и терроризма
• Законопослушный гражданин (правовая пропаганда)
Механизм реализации Программы
Организационное сопровождение осуществляют классные руководители,
заместитель директора по воспитательной работе.
Главными исполнителями Программы являются классные руководители,
обучающиеся школы, родители обучающихся.
Реализация
содержания
программы
предполагает
использование
следующих педагогических технологий:
- технология дифференцированного обучения и воспитания,
- тренинговая технология,
- личностно-ориентированная технология,
- технология обучения и воспитания без насилия,
- технология педагогической поддержки,
- технология психолого-педагогического сопровождения.
Формы работы:
• Анкетирование
• Тренинги
• Дискуссии
• Просветительские беседы
• Лекции
• Спортивные конкурсы
• Дни здоровья
• Встречи с медработниками
• Родительские собрания
• Изучение положения ребенка в семье
• Педагогическое наблюдение
• Акции
Ожидаемые результаты:
1.
2.
Выявление основных причин появления детей «группы риска».
Восстановление
законных
юридических,
экономических,
интеллектуальных и социальных прав ребенка.
3.
Сформированные личностная и социальная компетентности
подростков, коррекция их негативных поведенческих проявлений через развитие у
них позитивной, адекватной «Я - концепции», чувства самоуважения.
4.
Развитые способности критически мыслить, умения
ставить
социально- значимые цели и принимать ответственные решения.
5.
Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами,
тревожностью, избегать конфликтов.
6.
Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на
критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение
противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными
средствами.
7.
Создание условий гарантированной социальной защищённости
учащихся: знание учащимися своих прав и обязанностей; их неукоснительное
соблюдение учителями и другими субъектами учебно- воспитательного процесса;
психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую- либо
дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав обучающихся на
индивидуальное своеобразие и самоопределение.
8.
Развитие творческих способностей и талантов детей, раскрытие их
самобытности.
План мероприятий
Н а зв а н и е м ер о п р и я ти я
С роки
п р ов еден и я
Ф ор м а
п р ов еден и я
У ч астн и к и
О тв етств ен н ы е
О тм етк а о
в ы п ол н ен и и
Модуль «Профилактика преступлений, безнадзорности и беспризорности»
Организационные мерой риятия
Анализ состояния преступности и
безнадзорности обучающихся школы (по
информации ПДН ОМВД). Анализ
состояния воспитательно профилактической работы. Планирование и
корректировка работы по профилактике
правонарушений обучающихся школы
совместно с КДН и ЗП и ПДН МВД
«План профилактических мероприятий по
различным направлениям работы
школы». Проведение мероприятий по
предупреждению детского травматизма и
гибели несовершеннолетних.
Изучение и систематизация социальной
структуры семей обучающихся школы.
Выявление детей "группы риска", детей с
девиантным поведением, детей из
неблагополучных и малообеспеченных
семей. Организация заполнения в классах
социальных паспортов.
Диагностические мероприятия по
выявлению проблемных детей и
неблагополучных семей. Составление банка
данных и социального паспорта школы.
Совещание
директоре
при август,ежегодно
Педагоги
Приказ
об
Администрация
школы, инспектор утверждении плана
совместной работы
ПДН (по
с ПДН, МВД
договоренности)
Классные
руководители,
Семинар с
анализом
проведенных/ или
запланированных
мероприятий по
данному
направлению
Социальный
паспорт классов,
школы
До 15.09
ежегодно
Классные
руководители
Зам. директора по
ВР
Протокол
До
15.09,
ежегодно
Классные
руководители
Социальный педагог
Социальный
паспорт
Диагностика,
анкетирование
Сентябрь
(по
необходимости)
Учащиеся,
родители
Педагог-психолог
Аналитические
справки
по
результатам
диагностики,
Совет Профилактики
1 раз в месяц
(по
необходимости
чаще)
Посещение
на По
необходимости,
дому
но не реже 1
раза в полугодие
Октябрь, апрель
Классные часы
Заседание
Проведение работы по выявлению и
профилактике семейного неблагополучия на
ранних стадиях. Беседы инспектора ПДН.
Организация и проведение Единых дней
профилактики.
Педагоги,
учащиеся,
родители
внесение
корректив в
социальный
паспорт
Зам. директора по Протокол
ВР,
социальный
педагог
Педагоги,
учащиеся,
родители
Классные
руководители
Педагоги
учащиеся
Зам. директора по
ВР,
социальный
педагог
Участие в областной комплексной
межведомственной профилактической
операции «Подросток»
Согласно плана
Май-сентябрь
Педагоги
учащиеся
родители
Зам. директора по ВР
Организация досуга, отдыха и занятости
несовершеннолетних и молодежи во
внеурочное время, в том числе, организация и
проведение физкультурно-оздоровительных и
спортивных мероприятий:
- внедрение ГТО,
- Кросс Нации,
- Лыжня России и Т.Д.
Согласно плана
В течение года
Педагоги
учащиеся
родители
Зам. директора по ВР
Дневник
наблюдений, акт
посещения семьи
Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Корректирование
списков
семей, Собеседование
находящихся
в
социально
опасном
положении
Организация
и
проведение Посещение на
профилактических мероприятий с семьями, дому, беседа
находящимися на учете
Сентябрь
Родители
1 раз в месяц, по
необходимости
чаще
Родители
учащиеся
Обследование материально-бытовых условий
семей, состоящих на учете.
1 раз в месяц, по
необходимости
чаще
Родители
учащиеся
Посещение на
дому, беседа
Классные
руководители
Социальный педагог
Социальный
педагог, классный
руководитель,
инспектор ПДН
Социальный
педагог, классный
руководитель
Социальный
паспорт
Акт посещения,
протокол беседы,
рекомендации
Акт посещения,
протокол беседы,
рекомендации
Осуществление контроля за условиями
жизни и деятельности детей в семьях,
находящихся в социально опасном
положении
Вовлечение
родителей
из
семей,
находящихся
в
социально
опасном
положении, в общешкольную деятельность.
Отчеты классных руководителей о работе с
семьями.
Информирование соответствующих ведомств
о родителях, уклоняющихся отвоспитания и
содержания
своих
несовершеннолетних
детей.
Родители
учащиеся
Беседа
Постоянно
Родители
Классные
руководители
Отчет
1 раз в четверть
Классные
руководители
Зам. директора по
ВР, социальный
педагог
Социальный педагог Отчет
По
необходимости
или
запросу
классного
руководителя
В соответствии
с планом работы
на год
Родители
учащиеся
Зам. директора по
ВР, социальный
педагог
Педагоги
родители
учащиеся
Классные
руководители,
социальный педагог
педагог-психолог
Приказ
В соответствии
с планами
классных
руководителей
Родители
Классные
руководители.
Социальный
педагог
Протокол
8-12 классы
Социальный
педагог. Классные
руководители.
Социальный
паспорт, сводная
ведомость
занятости во
Посещение на
дому, беседа
Постоянно
Организация встреч родителей и учащихся с Встреча, беседа
педагогом-психологом,
социальным
педагогом, медицинскими работниками, т.д.
Участие в муниципальных
акциях
«Каникулы», «Подросток», Дне правовой
помощи детям.
Организация и
проведение
профилактических
мероприятий
Лекции для родителей в рамках модулей
профилактической работы
Родительские
собрания
Родители
учащиеся
Классные
руководители
социальный
педагог,педагогпсихолог,
инспектор ПДН
Социальный
педагог, классный
руководитель
Акт посещения,
протокол беседы,
рекомендации
По
необходимости,
но не реже 1раза
в неделю
(возможно по
телефону)
1 раз в месяц, по
необходимости
чаще
Проведение
индивидуальных бесед с Беседа
родителями, не исполняющими обязанности
по
содержанию
и
воспитанию
несовершеннолетних детей
Администраци
яшколы
Акт посещения,
протокол беседы,
рекомендации
Ходатайство о
постановке на
учет,
рассмотрение
вопроса
на
Совете
Профилактики
Работа с учащимися
- Информация об организации досуга
учащихся во внеурочное время.
- Выявление учащихся, уклоняющихся от
учебных занятий.
Собеседование,
анкетирование
Сентябрь
внеурочное время
Ежедневно
Итоги контроля посещаемости
8-12 классы
«Уберечь от беды»
Профилактическая По
необходимости
беседа
или
запросу
классных
руководителей
Учащиеся,
требующие
дополнительного
педагогического
внимания
«Мы и закон», (выполнение положений ФЗ
№-120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»).
Профилактическая По
беседа
необходимости
или
запросу
классных
руководителей
ноябрь
Внеклассные
мероприятия,
тематические
классные часы,
встречи с
инспектором
ГДН,
сотрудниками
прокуратуры
Беседы,
Постоянно
вовлечение в
кружки и секции,
внеклассные
мероприятия
социально
значимую
деятельность
Учащиеся,
требующие
дополнительного
педагогического
внимания
8-12 классы
Организация мероприятий в рамках Дня
правовой помощи детям
Работа с учащимися, находящимися
различных видах учета
на
Учащиеся,
требующие
дополнительного
педагогического
внимания
Зам. директора по
УВР
Зам. директора по
ВР,
социальный
педагог,
педагогпсихолог,
инспектор
ПДН,
классный
руководитель
Зам. директора по
ВР,
социальный
педагог,
педагогпсихолог,
и нспектор ПДН
Классные
руководители
социальный
педагог,инспектор
ПДН,сотрудники
правоохранительны
хорганов,
прокуратуры (по
договоренности)
Зам. директора по
ВР,
социальный
педагог,
педагогпсихолог
Отчет
Согласно индивид,
плану работы с
учащимися,
состоящими на
учете
Дневник работы с
учащимися,
состоящими на
учете
Отчет
Дневник работы с
учащимися,
состоящими на
учете
Диагностическая работа
Проведение диагностических исследований
положения учащегося в детском коллективе
и его взаимоотношения со сверстниками с
последующей коррекцией (социометрия,
изучение уровня тревожности, социальной
адаптации и т. д.).
Диагностика
Октябрь, апрель,
по
необходимости
или
запросу
классных
руководителей
8-12 классы
Педагог-психолог
Аналитическая
справка
Диагностика
Изучение физического и психического
здоровья учащихся (особенности развития
анкетирование
детей на различных возрастных этапах,
отклонения в здоровье, их влияния на
учебную деятельность ученика и его
личностное развитие, причины детских
недомоганий) и разработка совместных
программ коррекции здоровья детей в
учебной и внеурочной деятельности.
Мониторинг страниц обучающихся
в Мониторинг
социальных сетях (на которые открыт
доступ учителям)
Беседа с учащимися «Тревога дома и
в школе»
Беседа
Общешкольный мониторинг «Отношение к Анкетирование
вредным
привычкам.
Изучение
компетентности учащихся по вопросам
здорового образа жизни», осуществляемый с
помощью теста склонности к зависимому
поведению.
Мониторинг
«Готовность
школьников Анкетирование
к выбору профессии» 8-12 классы
Диагностика
Исследование уровня тревожности
Психодиагностическое
исследование
учащихся с помощью личностной шкалы
проявлений тревоги (Дж. Тейлор) или с
помощью теста тревожности Филлипса
Определение
личностных
отклонений Диагностика
подросткового возраста.
По
необходимости
или запросу
классных
руководителей
8-12 классы
Постоянно
(не 8-12 классы
реже 1 раза в
месяц)
Педагог-психолог
Аналитическа
ясправка,
рекомендации
Классные
руководители,
социальный педагог,
зам. директора по
ВР,
Справка,
рекомендации
классным
руководителям,
освещение вопроса
на родительском
собрании
Рекомендации
По
необходимости
или запросу
классных
руководителей
Ноябрь
8-12 классы
Педагог-психолог
8-12 классы
Зам. директора по Аналитическая
ВР,
педагог- справка,
рекомендации
психолог
Март
8-12 классы
Зам. директора по Аналитическая
справка,
УВР, педагогрекомендации
психолог
Рекомендации
Педагог-психолог
8-12 классы
По
необходимости
или
запросу
классных
руководителей
По
8-12 классы
необходимости
или
запросу
классных
руководителей
Педагог-психолог
Рекомендации
Определение
склонности
к Диагностика
девиантному
поведению с
помощью
методики диагностики склонности к
отклоняющемуся поведению (СОП) (А.Н.
Орел)
По
8-12 классы
необходимости
или
запросу
классных
руководителей
Педагог-психолог
Рекомендации
Работа с родителями
Ознакомление родителей (законных
представителей) с законами РФ,
касающимися поведения
несовершеннолетних, в частности, с
утверждённой Стратегией противодействия
экстремизму
в Российской Федерации до
2025года)
Презентация (фильм) «Профилактика
Экстремистской деятельности в
молодёжной среде» для родителей
Родительское
собрание
Сентябрь
Родители
Протокол
Классные
руководители
зам. директора по
ВР, инспектор ПДН
(по договоренности)
Родительское
собрание
Ноябрь
Родители
Лекция для родителей «Профилактика
асоциального поведения у подростков» с
персональным приглашением родителей
детей, состоящих на B1IIK
Родительское
собрание
Январь
Родители
Протокол
Классные
руководители
зам. директора по
ВР, инспектор ПДН
(по договоренности))
Зам. директора по Протокол
ВР,
педагогпсихолог
Размещение памяток в классных
группах в социальных сетях
Работа с сайтом,
соц. сетями
Постоянно
Родители
Зам. директора по
ВР, классные
руководители,
педагог-психолог
социальный
педагог
Памятки
Модуль «Профилактика экстремизма и терроризма»
Организационные мероприятия
Ознакомление с планом мероприятий по
противодействию экстремизму на учебный
год
Инструктаж учителей по теме «План
действий против террора и диверсий»
Совещание
директоре
Инструктаж
при Сентябрь
Педагоги
Директор школы
Протокол
Сентябрь
Педагоги
Директор школы
Журнал
регистрации
инструктажей
Размещение на сайте школы раздела, Работа с сайтом
посвященного работе по экстремизму и
терроризму
В течение года
Распространение
памяток,
методических Разработка
памяток, буклетов
инструкций
по
противодействию
экстремизма, терроризма
В течение года
Проведение учений и тренировок в школе по Тренировка
отработке взаимодействия администрации
школы и правоохранительных органов при
угрозе совершения террористического акта
2 раза в год
Заседания
Советов
профилактики
по
вопросам
предупреждения
межнациональных
конфликтов
среди
обучающихся. Индивидуальная
профилактическая работа с обучающимися
«группы риска»
Заседание
В течение года
Зам. директора по Размещение
ВР,
классные информации
руководители,
социальный педагог,
педагог-психолог
Зам. директора по Наглядная
ВР,
классные агитация
руководители,
социальный педагог,
педагог-психолог
Журнал
Администрация
Педагоги,
регистрации
администрация
инструктажей и
учебных
тренировок,
рекомендации
Зам. директора по Протокол,
Педагоги,
ВР,
социальный рекомендации
учащиеся,
родители
(при педагог
необходимости)
Волонтерский
отряд, учащиеся,
педагоги
Работа с учащимися
1 раз в четверть
8-12 классы
Классные
руководители
Журнал
инструктажей
Классные часы
(рекомендуемые
темы)
Сентябрь
8-12 классы
Классные
руководители
Протокол
Классные часы
Октябрь
8-12 классы
Классные
руководители
Протокол
Инструктаж о правилах безопасности в Инструктаж
местах
массового скопления
людей(о
недопущении осуществления экстремистской
деятельности
при проведении массовых
акций)
«Мы против террора»
«Терроризм и экстремизм - зло против
человека»
«Разные, но равные»
«Профилактика экстремистских проявлений в
молодёжной среде»
01.12-10.12
Тематические
классные
часы,
внеклассные
мероприятия,
встречи
с
инспектором ПДН
Декабрь
Лекция и презентация по профилактике Лекция
экстремизма и правонарушений
среди
обучающихся в сфере межнациональных
отношений.
Неделя правовых знаний
8-12 классы
9-12 классы
Протокол
Классные
руководители, зам.
директора по ВР,
социальный педагог,
инспектор ПДН (по
договоренности)
Встреча
с Протокол
представителя ми
межведомственных
организаций,
социальный педагог
Учитель ОБЖ
Уроки ОБЖ по теме «Изучение закона РФ
«О противодействие
экстремистской
деятельности»
Классные часы «Безопасный Интернет»
(Недопущение использования сетей связи
общего пользования для осуществления
экстремистской деятельностив соответствии)
Урок
Декабрь
10-12 классы
Классный час
Февраль
8-12 классы
Классные
руководители
Протокол
Спортивные состязания «Веселые старты» в
рамках Дня Здоровья
Классные часы, посвящённые солдатам ВОВ
разных национальностей «Связанные одной
целью...»
Организация и проведение индивидуальныхи
групповых занятий педагогом-психологом
Спортивные
соревнования
Классный час
Апрель
8-12 классы
Приказ
Май
8-12 классы
Зам. директора по
ВР
Классные
руководители
Беседа,
тренинг
8-12 классы
Педагог-психолог
Рекомендации
Мониторинг по выявлению субкультур
Мониторинг
По
запросам
классных
руководителей
2 раза в год
8-12 классы
Аналитическая
справка
2 раза в год
8-12 классы
Педагог-психолог,
классные
руководители
Педагог-психолог,
классные
руководители
Классные
руководители
Памятка
занятие,
Мониторинг по определению социально Мониторинг
психологической комфортности в классном
коллективе
Протокол
Аналитическая
справка
Работа с родителями
Распространение памяток по обеспечению
безопасности детей
Разработка
памятки
В течение года
Волонтеры
Модуль «Жить здорово!»
Организационные мероприятия
Медосмотр учащихся
Диспансеризация
Поддержание в школе надлежащих
санитарно-гигиенических условий в
условиях распространения COVID-19 и
введением новых СанПиНов
Соблюдение
Ежедневно
требований к
организации
работы
ОУ в
соответствии с
СанПиН
Сентябрь
Расписание
работы
спортивных секций
Ознакомление учащихся школы с
графиком работы спортивных секций г.
Сысерть.
По плану
учреждения
здравоохране
ния
8-12 классы
Классные
руководители
Все
участники
образовательного
процесса
Администрация
учащиеся
Адм инистрация
Заполнение
листков здоровья,
определение
физкультурной
группы
Работа с учащимися
Единый информационный день по вопросам
безопасности детей и подростков в целях
профилактики правонарушений, в том числе
связанных с пропагандой ЗОЖ,
профилактикой зависимого поведения и
употребления ПАВ
Месячник «Мы выбираем жизнь»
Скажи
«нет»
(встреча с мед.работником)
«Сделай выбор»
(встреча с работниками МВД)
Выявление
учащихся,
склонных
к
употреблению ПАВ
Классные часы по формированию здорового
образа жизни
«ПАВ и последствия их употребления»
Зам. директора по
ВР, педагогпсихолог,
социальный педагог,
классные
руководители
Зам. директора по Приказ
ВР,
педагогпсихолог, классные
руководители
Тематические
классные часы,
встречи с врачомнаркологом
в соответствии с
планами
классных
руководителей
8-12 классы
Внеклассные
мероприятия,
конкурсы,
спортивнее
соревнования
Ноябрь-декабрь
по отдельному
плану
8-12 классы
Беседы с врачомпедиатром
Тренинг
По
договоренности
По
договоренности
Сентябрь
8-12классы
Кл. руководители
Протокол
8-12 классы
Педагог-психолог
Рекомендации
8-12 классы
Педагог-психолог
Рекомендации,
разработка плана
Протокол
Тестирование
Классный час
Тематические
классные
часы
В течение года в 8-12 классы
соответствии с
планами
классных
руководителей
В течение года в 8-12 классы
соответствии с
Классные
руководители.
Врач-педиатр,
классные
руководители
Протокол
«Мы живем в мире, где есть наркотики»
«Наркотики - свобода или зависимость,
полет или падение»
(рекомендуемые
темы)
планами
классных
руководителей
Классные
руководители
Врач-нарколог,
классные
руководители
Врач-нарколог,
классные
руководители
Классные
руководители
Зам. директора по
ВР,
классные
руководители
Протокол
8-12 классы
Зам. директора по
ВР,
педагогорганизатор
Приказ
8-12 классы
«Наркомания. Что о ней нужно знать?»
8-12 классы
«Курение и его последствия»
8-12 классы
Месячник защитника Отечества
«Священный долг - Отчизну защищать» (по
отдельному плану)
Участие в районных, областных спортивных
соревнованиях,
смотрах-конкурсах,
творческих конкурсах по пропаганде ЗОЖ
Спортивные
Февраль
соревнования,
соревнования по
военно
прикладным
видам спорта
Подготовка
к В течение года
мероприятиям,
конкурсам
8-12 классы
Протокол
Протокол
Приказ
Работа с родителями
Беседы с родителями о необходимости
вакцинации против гриппа, мерах личной и
общественной профилактики, необходимости
своевременного обращения за медицинской
помощью и вреде самолечения их детей.
«Организация
свободного
времени
подростка»;
«Роль родителей в профилактике вредных
зависимостей»
«Психологический и духовный климат в
семье»;
«Алкоголизм, брак, семья и дети»
«Основы формирования у ребенка навыков
здорового образа жизни»
«Профилактика употребления ПАВ»
«Влияние здорового образа жизниродителей
на развитие и воспитание ребенка»;
«Защитим наших детей от беды»
Беседа
Сентябрь
Родители
Зам. директора по Протоколы
ВР,
классные родительски
хсобраний
руководители
Родительские
Собрания
(рекомендуемые
темы)
1 четверть
Родители
Зам .директора
по
ВР,
классные
руководители,
педагог-психолог,
социальный педагог
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Модуль «Безопасная среда»
Протокол
Организационные мероприятия
Анализ уровня травматизма в образовательно
й организации за предыдущий учебный год.
Изучение причин и факторов риска
детского травматизма с целью проведения
конкретных мероприятий по его
профилактике предупреждению
осложнений и минимизации последствий
травм.
Совещание
директоре
Совещание
директоре
при Сентябрь
Педагоги
Сентябрь
Педагоги
при
Зам. директора по
ВР
Зам. директора по
ВР
Протокол
Классные
руководители
МО
Классные
руководители
МО
Протокол
Работа с учащимися
Проведение внеурочных занятий сучащимися Внеклассные
по теме «Приемы безопасной работы в мероприятия
интернете»
урок
Проведение
медиауроков
по
теме
«Информационная безопасность», «Единый
урок безопасности», «Урок Цифры», «Час
Кода» и др.
В течение года в 8-12 классы
соответствии с
планами
классных
руководителей
В течение года в 8-12 классы
соответствии с
планами
классных
руководителей
8-12 классы
Сентябрь,
апрель
Месячник противопожарной безопасности
Классные часы
Общешкольные онлайн - занятия:
1. Безопасная эвакуация (сентябрь)
2. Безопасный новый год (декабрь)
3.
Один
дома.
Правила
пожарной
безопасности (март)
4. Безопасное лето без пожаров (май)
Инструктажи
о
правилах
безопасного поведения
во
время
школьных каникул
Онлайн-занятия
Сентябрь-май
8-12 классы
Инструктаж
В течение года
8-12 классы
классны
хруководителей
классны
хруководителей
Педагогорганизатор,
классные
руководители
Педагогорганизатор,
классные
руководители
Приказ
Классные
руководители
Журналы
инструктажей
Протокол
Инструктаж о правилах безопасности в местах
массового
скопления
людей (о
недопущении
осуществления
экстремистской
деятельности
при
проведении массовых акций - в
соответствии со Стратегией)
Организационные кл. часы с включением
правовых вопросов. Урок подготовки детейк
действиям в условиях различного рода
экстремальных и опасных ситуаций в местах
массового скопления людей
Кл. часы по ПДД, мерах личной
безопасности и правилах поведения в
общественных местах во время осенних
(зимних, весенних, летних) каникул.
Проведение уроков ОБЖ с включением тем
БДД, обеспечение безопасности
несовершеннолетних, обучение правилам
поведения в экстремальных ситуациях;
просвещениеучащихся в области
антиникотиновой пропаганды.
Предотвращение употребленияПАВ,
наркотические и одурманивающие вещества.
8-12 классы
Классные
руководители
Журналы
инструктажей
в 8-12 классы
Классные
руководители
Журналы
инструктажей
1
раз
в 8-12 классы
полугодие
по
необходимости
чаще
8-12 классы
В течение года
Классные
руководители
Журналы
инструктажей
Инструктаж
1 раз в четверть
Классный час
1
раз
полугодие
Классный час
Урок
Классные
руководители,
педагог-психолог,
Работа с родителями
Родительские собрания с включением
вопросов: «Как защитить ребёнка от
негативного контента в СМИ и Интернете»;
«БДД с привлечением работников ГИБДД»,
«Обеспечение безопасности
несовершеннолетних, обучение правилам
поведения в экстремальных ситуациях».
«Постоянная демонстрация достижений,
результатов, способностей учащихся во
внеклассной деятельности родителям».
«Профилактическая работа по
неупотреблению ПАВ». «Профилактическая
работа правонарушений и безнадзорности
среди несовершеннолетних».
Родительское
собрание
(рекомендуе
мые темы)
Сентябрь- май
Родители
Классные
руководители
Протокол
Ознакомление родителей с информацией для
родителей по защите детей от
распространения вредной для них
информации
Проведение родительских собраний по
вопросам психолого-педагогической и
социально-правовой помощи родителям в
воспитании детей, а также обучение
родителей навыкам раннего выявления
признаков суицидального поведения.
Проведение разъяснительных бесед об
ответственности за нахождение
несовершеннолетних в ночное время в
общественных местах, а также в местах,
нахождение в которых может причинить
вред их здоровью, физическому,
интеллектуальному, нравственному
развитию.
Правовое просвещение родителей (законных
представителей) в части соблюдения
законных прав и интересов детей и
подростков, об ответственности за
воспитание, образование. Жизнь и здоровье
несовершеннолетних, ознакомление с
федеральным и региональным
законодательством
Проведение родительских онлайнвстреч по профилактике травматизма в
быту,на улице, по дороге в школу, в
общественных местах, на проезжей части
Беседа (офлайн)
Сентябрь
Родители
Классные
руководители
Рекомендации
Родительское
собрание(онлайн)
Сентябрь
Родители
Классные
руководители,
педагог-психолог
Рекомендации
Родительское
собрание (онлайн)
Ноябрь
Родители
Классные
руководители
зам. директора по
ВР,педагогпсихолог
Рекомендации
Родительское
собрание(онлайн)
Сентябрь
Родители
Рекомендации
Классные
руководители, зам.
директора
по
ВР,педагог-психолог
Рекомендуемые
вопросы
в
повестке Родительское
родительских собраний в классах:
1. собрание
Обеспечение пожарной безопасности в доме
(квартире) 2. Обучение детей правилам
эвакуации из дома (квартиры) 3. Правила
безопасности в торговых центрах. Обучение
ребенка правилам эвакуации. 4. Печное
отопление. Обеспечение безопасности. 5.
Новый год без пожаров. 6. Семейные пикники
по правилам пожарной безопасности.
7. Лесные прогулки без пожаров. 8. О
недопущении детей в ветхие здания,
сооружения села с целью профилактики
пожаров и гибели. 9. О недопущении детей на
территорию
сельскохозяйственных
организаций. Ю.Осторожно, сельхозпалы!
11 .Неисправные бытовые приборы - частая
причина пожаров. 12.Неисправная
электропроводка дома - причина пожаров.
13.Первичные средства пожаротушения.
В соответствии Родители
с
планами
классных
руководителей 1
раз в четверть
Классные
руководители
Протокол
Привлечение
родителей
в
подготовке Беседы, встречи
мероприятий класса с выходом за пределы
школы,
сопровождение
классных
коллективов на экскурсиях, в походах и
поездках и обеспечение безопасности.
В течение года,
постоянно
Родители
Классные
руководители
Участие
родителейв жизни
классных
коллективов,
школы
Модуль «Законопослушный гражданин»
Работа с учащимися
Административная
ответственность
несовершеннолетнего.
Материальная ответственность подростка.
Ответственность за приём ПАВ.
Ответственность несовершеннолетних за
правонарушения в сфере общественной
нравственности.
Посещение дискотек и правопорядок.
«Неформалы - кто они?».
Уголовная ответственность подростка.
Участие несовершеннолетнего в трудовой
деятельности.
Рекомендуемая
тематика классных
часов
В течение года в 8 класс
соответствии с
планами
классных
руководителей
9 класс
10 класс
Классные
руководители,
инспектор ПДН
Протокол
Юридическая ответственность за приём
ПАВ.
Ответственность за уголовно наказуемые
деяния.
Соучастие в преступных группах, сокрытие
преступления.
Нормативно-правовая база России.
11-12 класс
Работа с родителями
«Внимание, контроль, понимание»
Индивидуальные
беседы
В течение года в Родители
соответствии с
планами
классных
руководителей
Классные
руководители,
педагог-психолог
Протокол
Педагог-психолог
Рекомендации
Классные
руководители
Протокол
Модуль «Профилактика суицида»
Организационные мероприятия
Информирование
педагогов
по
теме
«Причины подросткового суицида. Роль
взрослых в оказании помощи подросткам в
кризисных ситуациях»
Беседа
«Способы преодоления стресса»
«Сопротивлению
давлению
социального
окружения»
«Свобода и ответственность - выбор XXI века»
«Моё здоровье»
Классные часы
(рекомендуемые
темы)
Октябрь
Классные
руководители
Работа с учащимися
Мир глазами агрессивного человека» (8
Психологические
класс)
классные часы
«Подросток и конфликты» (8-9 класс)
(рекомендуемые
«Стресс в жизни человека. Способы борьбы
темы)
со стрессом» (8-12 класс)
Тренинг «Быть уверенным - это здорово!» Тренинг
(цель: формирование
навыков
уверенного поведения и уменияпротивостоять
давлению)
В течение года в 8-12 классы
соответствии с
планами
классных
руководителей
В течение года в 8-12 классы
соответствии с
планами
классных
руководителей
Декабрь
8-12 классы
Работа с родителями
Классные
руководители,
педагог-психолог
Педагог-психолог
Рекомендации
«Причины подросткового суицида.
Роль взрослых в оказании помощи
подросткам в кризисных ситуациях»
В течение года в Родители
соответствии с
планами
классных
руководителей
Родительские
собрания
Классные
руководители,
педагог-психолог
Протокол
Модуль «Профилактика буллинга, кибербуллинга, скулшутинга»
Организационные мероприятия
Сентябрь - октябрь 8-12 классы
Организация мониторинга на выявление
агрессивно-настроенных подростков,
подростков, находящихся в трудной
жизненной ситуации
Создание базы данных, склонных к агрессии
работы
Групповые консультации по проблемным
ситуациям:
• Насилие в образовательной среде: что
противопоставить жестокости и агрессии?
• Буллинг или как не стать жертвой?
• Детский буллинг (моббинг). Как защитить
ребенка от травли?
Индивидуальные консультации педагогов по
профилактике конфликтных ситуаций в
детском коллективе, в общении, по вопросам
оказания поддержки неуверенным,
отвергнутым детям, создание ситуации
успеха.
Организация работы Службы школьной
медиации
жтябрь
8-11 классы
Консультация
По
необходимости
Классные
руководители,
учителяпредметники
Консультация
По
необходимости
Классные
руководители,
учителяпредметники
сентябрь
Работа с учащимися
Педагог-психолог,
социальный педагог,
классные
руководители
Педагог-психолог,
социальный педагог,
классные
руководители
Педагог-психолог
Аналитическая
справка,
рекомендации
Педагог-психолог
Рекомендации
Зам. Директора по
ВР, педагогпсихолог,
социальный педагог
Список
Рекомендации
• Бояться страшно. Действовать не страшно.
• О правилах поведения и безопасности на
улице.
• Буллинг как стадный допинг.
• Безопасное поведение.
• Что такое агрессия?
• Добро против насилия.
• Как не стать жертвой насилия.
• Способы решения конфликтов с
ровесниками.
• «Чучело» (1983 г.).
Информационные
часы, беседы.
В течение года в 8-12 классы
соответствии с
планами
классных
руководителей
Классные
руководители,
педагог-психолог
Протокол
Просмотр и
обсуждение
В течение года в 8-11 классы
соответствии с
планами
классных
руководителей
8-12 классы
По запросу
классных
руководителей
8-12 классы
Октябрь
Классные
руководители,
педагог-психолог
Протокол
Педагог-психолог
Рекомендации
Педагог-психолог
Аналитическа
ясправка,
рекомендации
8-12 классы
Педагог-психолог
Рекомендации
Беседы, в том Сентябрьчисле групповые и октябрь
индивидуальные
Родители
Зам. директора по
ВР,
классные
руководители,
педагог-психолог,
социальный педагог
Рекомендации
Родительское
собрание
Родители
Классные
руководители,
педагог-психолог,
социальный педагог
Протокол
Тренинг «Справимся с агрессией»
Тренинг
Психологическая диагностика (наблюдение,
анкетирование, тестирование)в контексте
проблемы буллинга и кибербуллинга:
• выявление детей, склонных к проявлению
жестокости к другим обучающимся;
• взаимоотношения в группе;
Индивидуальные консультации
обучающихся
(по результатам диагностики, общение со
сверстниками, детско-родительские
отношения, конфликты).
Диагностика,
анкетирование
Консультация
По
необходимости
Работа с родителями
Организация информационно-методического
обеспечения мероприятий по просвещению
родителей (законных представителей) в
области
повышения
компетенций
по
распознаванию признаков скулшутинга,
распространения
идей
насильственных
действий
Родительские собрания в группах:
• О правах ребенка на защиту от любой
формы насилия.
• Как предотвратить и преодолеть буллинг и
Ноябрь
кибербуллинг
Индивидуальные консультации педагогапсихолога по профилактике конфликтных
ситуаций в детском коллективе, в общении,
по вопросам оказания поддержки
неуверенным, отвергнутым детям, создание
ситуации успеха.
Консультация
По запросу
классных
руководителей
Учащиеся,
родители
Педагог-психолог
Рекомендации
Организация предметно-эстетической среды»
«Профилактика употребления ПАВ»
«В здоровом теле - здоровый дух»
«Хочешь быть здоровым - будь им»
«Скажи наркотикам «нет»
Размещение информации по
предупреждению детского травматизма на
сайтеуфеждения образования, в
официальных аккаунтах социальных сетей
Оформление
информационных
уголков
безопасности по ПДД
Оформление сменной информации на
стенде но профилактике и предупреждению
пожаров в фойе школы «Уголок пожарной
безопасности»
Размещение профилактической информации
на школьном сайте в сети Интернет,
обновление и дублирование на официальной
странице BK.RU
Обновление стенда «Правовое воспитание»
Выпуск листовок о мерах личной
профилактики ОРВИ, гриппа, COVID19.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00B5CF1AA18F5FB94D4E7FD8E4D60C25B9
Владелец: Козырев Кирилл Анатольевич
Действителен: с 17.08.2023 до 09.11.2024
Оформление
стендов
В течение года
8-12 классы
Зам. директора по ВР,
социальный педагог
Памятки
для
учащихся
Работа с сайтом
Ноябрь
8-12 классы
Зам. директора по ВР,
социальный педагог
Зам. директора по Информация
ВР,
социальный
педагог
асайте
В течение года
Оформление
стендов
В течение года
Оформление
стенда
Сентябрь
Работа с сайтом
В течение года
8-12 классы
н
Зам. директора по
ВР, социальный
педагог
Зам. директора по
ВР, социальный
педагог
Зам. директора по ВР Информация
н
асайте
Оформление
стенда
Выпуск листовок
Апрель
8-12 классы
Социальный педагог
октябрь
8-12 классы
Зам. директора по ВР