МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Сысертского городского
округа
МАОУ ВСОШ
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Зам.директора по УВР
И.о.директора
________________________
________________________
Удачина М.В.
Приказ № 43-ОД от «16»
августа 2023 г.
Козырев К.А.
Приказ № 43-ОД от «16»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по астрономии
для 10-11 класса
на 2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ
от 31.05.2021 N 287,
основной образовательной программы основного среднего образования МАОУ
ВСОШ
Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебнометодическое пособие /Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов
Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута
прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию
научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются
формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в
безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех
космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Астрономия является предметом
по выбору и реализуется за счет школьного или регионального компонента.
Цели и задачи:
● осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
● приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
● овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида
звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
● использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
● формирование научного мировоззрения;
● формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на
примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
В процессе обучения астрономии обеспечивается формирование у школьников естественнонаучной грамотности, креативного мышления, глобальной компетенции. Схема
естественнонаучная грамотность (потребность — цель — способ — результат) позволяет
наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами
2
(знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема естественнонаучная грамотность позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и
жизненных планов. Таким образом, предметные задачи в курсе астрономии в формате
PISA позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создаёт условия для развития
инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 2 часов в неделю курс может
быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. Важную роль в освоении курса
играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика
планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за
исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Вовторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это
время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Астрономия, ее значение и связь с другими науками.
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии.
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы.
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы.
3
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты
на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты,
их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды.
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция
звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной.
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности космонавтики и радио - астрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.
Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на
основе устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
4
Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими
приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Регулятивные УУД:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.
Познавательные УУД:
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
формулировать выводы и заключения;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
выполнять познавательные и практические задания;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Коммуникативные УУД:
аргументировать свою позицию.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в
содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного
усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен
системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность
обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания
не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
5
цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть
направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области
определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована
таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями
переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы
личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Планируемые результаты освоения астрономии в 11 классе
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник получит представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.); о
деятельности организаций, сообществ и
структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные
структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные
задачи);
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; − использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
6
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для
достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
7
Тематическое планирование астрономия
Раздел
Тема
I
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Практические основы астрономии. Вклад российских учёных в развитие науки – астрономия.
II
Количество
часов
2
В том числе,
контр. раб.
5
Строение Солнечной системы.
III
Вклад российских учёных и инженеров в исследование космического пространства с помощью КА и
ИС.
7
Природа тел Солнечной системы.
IV
Вклад советских учёных в исследование и изучение Луны.
8
Солнце и звезды.
V
Солнечная активность и ее влияние на Землю и
биосферу.
5
Строение и эволюция Вселенной.
VI
VII
Работы Г.А. Гамова о происхождении Вселенной.
Жизнь и разум во Вселенной
4
3
Международное сотрудничество России в освоении
и изучении Космического пространства.
Учебно-методическое обеспечение
Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М.
Дрофа, 2017
2. Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11
класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2018
1.
8
Календарно-тематическое планирование.
Д/з
№
п/п
Тема
Кол- Содержание урока
во
час
Вид деятельности учащихся
Астрономия, её значение и связь с другими науками (2 ч)
Поиск примеров, §1, з.1
1. Что изучает астрономия. Её значение и связь с дру1 Астрономия, ее
гими науками.
связь с другими
подтверждающих
науками. Развитие
практическую
астрономии было
направленность
вызвано практичеастрономии.
скими потребноБеседа, обсуждестями человека,
ние, работа с
начиная с глубокой учебником.
древности. Астрономия, математика
и физика развивались в тесной связи
друг с другом.
Структура и масштабы Вселенной
2. Наблюдения – основа астрономии.
1 Наземные и косми- Применение зна- §2, упр.1 (2)
ческие приборы и
Вклад российских учёных в развитие науки – астроний, полученных
номия.
методы исследовав курсе физики,
ния астрономичедля описания
ских объектов. Теустройства телелескопы и радиоте- скопа. Характелескопы. Всеволно- ристика преиму-
Дата
По
плану
02.09
09.09
По
факту
вая астрономия
ществ наблюдений, проводимых
из космоса.
Беседа, обсуждение, работа с
учебником.
Практические основы астрономии (5 ч).
3. Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные
карты
1
Звездная величина
как характеристика
освещенности, создаваемой звездой.
Согласно шкале
звездных величин
разность на 5 величин, различие в потоках света в 100
раз. Экваториальная
система координат:
прямое восхождение и склонение.
Использование
звездной карты для
определения объектов, которые можно
наблюдать в заданный момент времени. Решение заданий в формате PI-
Подготовка презентации об истории названий
созвездий и
звезд.
Применение знаний, полученных
в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работа со
звездной картой
при организации
и проведении
наблюдений.
Беседа, фронтальная работа.
Работа с
учебником. Подготовка презен-
§3,4,
упр.2 (3),
упр.3 (3)
16.09
2
тации об истории
названий созвездий
и звезд.
Высота полюса ми- Характеристика
§5,
ра над горизонтом и отличительных
упр.4 (3,4)
ее зависимость от
особенностей сугеографической
точного движешироты места
ния звезд на понаблюдения.
люсах, экваторе и
Небесный меридив средних широан. Кульминация
тах Земли. Опрос,
светил. Определезаполнение табние географической лицы, работа с
широты по измере- учебником
нию высоты звезд в
момент их кульминации
Эклиптика и зодиаХарактери§6,
кальные созвездия. стика особенноупр.5 (4,5)
Наклон эклиптики к стей суточного
небесному экватодвижения Солнца
ру. Положение
на полюсах, экваСолнца на эклипти- торе и в средних
ке в дни равноденширотах Земли.
ствий и солнцестоБеседа, фроняний. Изменение в
тальная работа,
течение года пронаблюдение, радолжительности
бота с учебником
дня и ночи на разSA
4. Видимое движение звезд на различных географических широтах.
1
5. Годичное
1
движение Солнца. Эклиптика
23.09
30.09
3
6. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
1
7. Время и календарь.
Контрольная работа №1 «Практические основы
1
личных географических широтах
Луна — ближайшее
к Земле небесное
тело, ее единственный естественный
спутник.
Период
обращения
Луны
вокруг Земли и вокруг своей оси —
сидерический
(звездный) месяц.
Синодический месяц — период полной смены фаз Луны.
Условия
наступления
солнечных и лунных
затмений. Их периодичность. Полные,
частные и кольцеобразные затмения
Солнца. Полные и
частные затмения
Луны. Предсказывание будущих затмений
Точное время и
определение гео-
Изучение основных фаз Луны.
Описание порядка их смены.
Анализ причин,
по которым Луна
всегда обращена
к Земле одной
стороной. Описание взаимного
расположения
Земли, Луны и
Солнца в моменты затмений.
Объяснение причин, по которым
затмения Солнца
и Луны не происходят каждый
месяц. Объяснение нового материала, изучение,
анализ, описание
§7,8,
упр.6 (3),
упр.7 (3)
07.10
Анализ необходимости введе-
Подготовка
презентации
14.10
4
астрономии»
Решение заданий в формате PISA
8. Развитие представлений о строении мира
графической долго- ния часовых поя- об истории
ты. Часовые пояса.
сов, високосных
календаря.
Местное и поясное, лет и нового ка§9, упр.8 (3)
летнее и зимнее
лендарного стивремя. Календарь
ля. Проверка
— система счета
усвоения знаний
длительных проме- по теме «Практижутков времени.
ческие основы
История календаря. астрономии» (к/р,
Високосные годы.
10 минут)
Старый и новый
стиль
Строение Солнечной системы (7 ч).
1
Геоцентрическая
система мира Аристотеля Птолемея.
Система эпициклов
и дифферентов для
объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником
гелиоцентрической
системы мира. Роль
Галилея в становлении новой системы
мира
Подготовка и
презентация сообщения о значении открытий
Коперника и Галилея для формирования научной картины мира.
Объяснение петлеобразного движения планет с
использованием
эпициклов и дифферентов. Беседа,
обсуждение. ра-
§10, практические задания
21.10
5
9. Конфигурации планет.
1
Внутренние и
внешние планеты.
Конфигурации планет: противостояние и соединение.
Периодическое изменение условий
видимости внутренних и внешних
планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет
10 Синодический период
1
Связь синодического
и сидерического
(звездного) периодов
обращения планет
11 Законы движения планет Солнечной системы
1
Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение
скорости
движения планет по
эллиптическим ор-
бота с учебником,
наблюдение
Описание условий видимости
планет, находящихся в различных конфигурациях. Решение
задач на вычисление звездных
периодов обращения внутренних и внешних
планет. Фронтальная и индивидуальная работа
Решение задач на
вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних
планет. Фронтальная и индивидуальная работа
Анализ
законов
Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Решение
задач на вычисле-
§11,
упр.9 (1,2)
05.11
§11,
упр.9 (3,6)
12.11
§12,
упр.10 (2)
19.11
6
12 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной
системе
1
13 Открытие и применение закона всемирного тяготения.
1
битам.
Открытие
Кеплером законов
движения планет —
важный шаг на пути
становления механики. Третий закон
— основа для вычисления
относительных расстояний
планет от Солнца
Размеры и форма
Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные
размеры тел Солнечной системы
Подтверждение
справедливости закона тяготения для
Луны и планет.
Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты
Нептун. Определе-
ние
расстояний
планет от Солнца
на основе третьего
закона Кеплера.
Опрос, работа с
учебником,
наблюдение, самостоятельная работа
Решение задач
§13,
на вычисле- упр.11 (3,4)
ние расстояний и
размеров объектов. Опрос, фронтальная работа,
опыты, решение
проблемной ситуации, фронтальная и индивидуальная работа
Решение задач на §14.1-14.5,
вычисление массы упр.12 (2)
планет. Объяснение механизма
возникновения
возмущений и приливов
25.11
02.12
7
ние массы небесных
тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы
Беседа, обсужде- §14.6,
14 Движение искусственных спутников и космических
1 Время старта КА и
аппаратов (КА) в Солнечной системе.
траектории полета к ние. работа с
упр.12 (3)
учебником.
ПроВклад российских учёных и инженеров в исследовапланетам и другим
верка знаний по
ние космического пространства с помощью КА и
телам Солнечной
ИС.
системы. Выполне- теме «Строение
ние маневров, необ- солнечной систеКонтрольная работа №2. «Строение солнечной
мы» (к/р, 15 миходимых для посадсистемы»
нут)
ки на поверхность
Решение заданий в формате PISA
планеты или выхода
на орбиту вокруг
нее
Природа тел Солнечной системы (8 ч).
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение
1
16 Земля и Луна - двойная планета.
Вклад советских учёных в исследование и изучение
1
15
Гипотеза о формировании всех тел
Солнечной системы
в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы
на основе этой гипотезы
Краткие сведения о
природе Земли.
09.12
Анализ основных §15, 16, прак- 16.12
положений совре- тические заменных представ- дания
лений о происхождении тел
Солнечной системы. Объяснение
нового материала,
работа с учебником.
На основе знаний
из курса геогра-
§17,
упр.13 (2)
23.12
8
Луны.
17 Две группы планет
1
Условия на поверхности Луны. Два
типа лунной поверхности — моря и
материки. Горы,
кратеры и другие
формы рельефа.
Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и
астронавтами.
Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных
пород. Обнаружение воды на Луне.
Перспективы освоения Луны
Анализ основных
характеристик планет. Разделение
планет по размерам,
массе и средней
плотности. Планеты
земной группы и
фии сравнение
природы Земли с
природой Луны.
Описание основных форм лунной
поверхности и их
происхождения.
Подготовка и
презентация сообщения об исследованиях Луны, проведенных
средствами космонавтики
Объяснение причины отсутствия у Луны
атмосферы.
Анализ таблич§15, практиных данных, при- ческие задазнаков сходства и ния
различий изучаемых объектов,
классификация
объектов. Беседа,
13.01
9
18 Природа планет земной группы
1
19 Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или
вред?»
1
планеты-гиганты.
Их различия
Сходство внутреннего строения и химического состава
планет земной
группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника.
Метеоритные кратеры. Особенности
температурных
условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава
атмосферы Земли
от атмосфер Марса
и Венеры. Сезонные
изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на
Марсе в прошлом и
в настоящее время.
Эволюция природы
планет. Поиски
жизни на Марсе
Обсуждение различных аспектов
обсуждение.
На основе знаний §18, практифизических зако- ческие заданов объяснение
ния
явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет.
Описание и сравнение природы
планет земной
группы. Объяснение причин
существующих
различий. Подготовка и презентация сообщения о
результатах исследований планет земной группы. Объяснение
нового материала, работа с
учебником.
Подготовка и
презентация со-
20.01
упр.14 (1,2,3) 27.01
10
20 Планеты-гиганты, их спутники и кольца
21
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).
1
1
проблем, связанных
с существованием
парникового эффекта и его роли в
формировании и
сохранении
уникальной природы Земли
Химический состав
и внутреннее строение планет-гигантов.
Источники энергии
в недрах планет.
Облачный покров и
атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство
природы спутников
с планетами земной
группы и Луной.
Наличие атмосфер у
крупнейших спутников. Строение и
состав колец
Астероиды главного пояса. Их размеры и численность.
Малые тела пояса
общения по этой
проблеме. Участие в дискуссии
На основе знаний
законов физики
описание природы планетгигантов. Подготовка и презентация сообщения о
новых результатах исследований
планет-гигантов,
их спутников и
колец. Анализ
определения понятия «планета»
§19,
упр.15 (1),
зад. 13
03.02
Описание внешнего вида астероидов и комет.
Объяснение процессов, происхо-
§20.1-20.3,
упр.16 (2)
10.02
11
22
Метеоры, болиды, метеориты
Койпера. Плутон и
другие карликовые
планеты. Кометы.
Их строение и состав. Орбиты комет.
Общая численность
комет.
Кометное
облако
Оорта.
Астероиднокометная опасность.
Возможности
и
способы ее предотвращения
Одиночные метео1
ры.
Скорости
встречи с Землей.
Небольшие
тела
(метеороиды). Метеорные потоки, их
связь с кометами.
Крупные тела. Явление болида, падение
метеорита.
Классификация метеоритов: железные,
каменные,
железокаменные
Солнце и звезды (5ч).
дящих в комете,
при изменении ее
расстояния от
Солнца. Подготовка и презентация сообщения о
способах обнаружения опасных
космических
объектов и
предотвращения
их столкновения
с Землей
На основе знания законов физики описание и
объяснение явлений метеора и
болида. Подготовка сообщения
о падении наиболее известных
метеоритов
§20.4,
упр.16 (6)
17.02
12
23 Солнце, состав и внутреннее строение
24 Солнечная активность и ее влияние на Землю и биосферу.
1
Источник энергии
Солнца и звезд —
термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца.
Строение его атмосферы. Грануляция.
Солнечная корона.
Обнаружение потока солнечных
нейтрино. Значение
этого открытия для
физики и астрофизики
На основе знаний §21.1-21.3,
физических зако- упр.17 (2)
нов описание и
объяснение явлений и процессов,
наблюдаемых на
Солнце. Описание
процессов,
происходящих
при термоядерных
реакциях
протонпротонного цикла.
1 Проявления солнеч- На основе знаний
ной
активности: о плазме, полусолнечные
пятна, ченных в курсе
§21.4,
упр.17 (3)
24.02
03.03
13
протуберанцы,
вспышки,
корональные выбросы
массы. Потоки солнечной плазмы. Их
влияние на состояние магнитосферы
Земли. Магнитные
бури, полярные сияния и другие геофизические
явления, влияющие на
радиосвязь, сбои в
линиях электропередачи. Период изменения солнечной
активности
25 Физическая природа звезд
физики, описание
образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности.
Характеристика
процессов солнечной активности и механизма
их влияния на
Землю. Фронтальная работа
с классом, беседа, наблюдение и
обсуждение, работа с учебником, описание
образования пятен.
Определение по- §22, 23.11 Звезда — природный термоядерный нятия «звезда».
23.2, упр.18
реактор. СветиУказание поло(2)
мость звезды. Мно- жения звезд на
гообразие мира
диаграмме
звезд. Их спек«спектр — светральная классифи- тимость» согласкация. Звездыно их характеригиганты и звездыстикам. Анализ
10.03
14
26 Переменные
27 Эволюция звезд
и нестационарные звезды.
1
1
карлики. Диаграмма
«спектр — светимость». Двойные и
кратные звезды.
Звездные скопления. Их состав и
возраст
Цефеиды — природные автоколебательные системы.
Зависимость «период — светимость».
Затменно-двойные
звезды. Вспышки
Новых — явление в
тесных
системах
двойных звезд. Открытие
«экзопланет» — планет и
планетных систем
вокруг других звезд
Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их
массы. Вспышка
Сверхновой —
взрыв звезды в конце ее эволюции.
основных групп
диаграммы
17.03
На основе знаний §23.3, 24.1,
по физике описа- упр.19 (2)
ние
пульсации цефеид как автоколебательного процесса. Подготовка
На основе знаний по физике
оценка времени
свечения звезды
по известной
массе запасов водорода; для описания природы
§24.2, практические задания
24.03
15
Конечные стадии
объектов на кожизни звезд: белые нечной стадии
карлики, нейтронэволюции звезд.
ные звезды (пульса- Опрос, фронры), черные дыры
тальная работа.
Строение и эволюция Вселенной (4ч).
28 Наша Галактика
29 Другие звездные системы - галактики
1 Размеры и строение
Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая
подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение
Галактики и проблема
«скрытой
массы»
1 Спиральные, эллиптические и неправильные галактики.
Их отличительные
особенности, размеры, масса, количество звезд.
Сверхмассивные
черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалак-
Описание строения и структуры
Галактики. Изучение
объектов
плоской и сферической подсистем.
Подготовка
сообщения о развитии исследований
Галактики. Объяснение
нового
материала,
работа с книгой.
Определение типов
галактик.
Подготовка
сообщения о наиболее интересных
исследованиях галактик, квазаров и
других
далеких
объектов
§25.1-25.2,
07.04
практические
задания
§26,
упр. 21 (2)
14.04
16
30 Космология начала ХХ в.
1
31 Основы современной космологии.
Работы Г.А. Гамова о происхождении Вселенной.
1
тики. Взаимодействующие галактики. Скопления и
сверхскопления галактик
Общая теория относительности.
Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А.
А. Фридмана о нестационарности
Вселенной. «Красное смешение» в
спектрах галактик и
закон Хаббла. Расширение Вселенной
происходит однородно и изотропно
Применение принципа Доплера для
объяснения «красного
смещения».
Подготовка сообщения о деятельности
Хаббла
и
Фридмана. Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике. Объяснение нового материала, работа с
книгой.
Гипотеза Г. А. ГаПодготовка и премова о горячем
зентация сообщеначале Вселенной,
ния о деятельноее обоснование и
сти Гамова и лауподтверждение. Ре- реатов Нобелевликтовое излуческой премии по
ние. Теория Больфизике за работы
шого взрыва. Обра- по космологии.
зование химических
элементов. Форми-
§27, практи- 21.04
ческие задания
§27, практи- 28.04
ческие задания
17
рование галактик и
звезд. Ускорение
расширения Вселенной. «Темная
энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (3 ч).
32 Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»
33 Повторение. Международное сотрудничество России
в освоении и изучении Космического пространства.
34 Контрольная работа №3.
1 Проблема существо1 вания жизни вне
Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на плане1 тах Солнечной системы. Сложные
органические соединения в космосе.
Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Применять знания к решению задач (вычислительных, качественных, графиче-
Подготовка и пре- §28
зентация сообПовторить осщения о совреновные поняменном состоятия, законы
нии научных ис- курса астроследований по
номии
проблеме существования внеземной жизни во
Вселенной. Участие в дискуссии
по этой проблеме
05.05
12.05
19.05
18
ских) на уровне
оперирования следующими интеллектуальными операциями: понимание, применение,
анализ, синтез,
оценка, обобщение,
систематизация
19