Мировая Художественная Культура

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» г. Сысерть
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМС
Протокол №-1
От «29» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
___________Емельянова М.Н.
Приказ №-1/9-ОД От 30 августа 2019 г.

Рабочая программа
Учебный предмет: Искусство (Мировая художественная культура)
Класс: 10-12
Количество часов по учебному плану:
В неделю 1 час
всего 36 часов в год;
Учитель: Емельянова М.Н.
Козырева Т.В.

МХК 10-12 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом
уровне.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт
распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем
и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ,
выполняемых учащимися.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Приказа Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г.№ 1089 «Об утверждении
федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования (с изменениями).
2. Приказа Министерства образования РФ от 31 марта 2014 г. 3253 «Об утверждении
федерального перечня Учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего общего, основного
общего, среднего( полного) общего образования».
3. Образовательной программы МАОУ «ВСОШ» г. Сысерть
4. Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11
кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа,
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне в старшей школе
направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих
способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой
культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их
характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной
культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные
особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного
формирования собственной культурной среды.
освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве, многообразии и
национальной самобытности культур, важнейших закономерностях смены культурно-исторических
эпох, развитии стилей и направлений в искусстве; создание целостного представления о роли
искусства в культурно-историческом процессе; дальнейшее освоение широкого круга явлений
отечественного искусства с позиций диалога культур;
овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства,
воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства;
развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного
мышления;
воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы,
творческого потенциала личности; осознание нравственных ценностей и идеалов, воплощённых в
классическом наследии отечественного и мирового искусства; формирование устойчивой
потребности в общении с произведениями искусства;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной
жизни, приобщение к шедеврам мировой художественной культуры на основе личного и
коллективного творческого опыта.

Место предмета в учебном плане
По учебному плану школы на 2019-2020 учебный год на изучение МХК в 10-11 ( и 11-12 в
переходный период) классах выделено по 1 часу в неделю\36 часов в год
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве,
полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного
общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории,
формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в
исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой
художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а
восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более
качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и
мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет
учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания
собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и
культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с
мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные
исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во
внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую
человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на
развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей
(функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального,
эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа
произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической
линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки
программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной
школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых
эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с
культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную
значимость.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
 основные виды и жанры искусства;
 изученные направления и стили мировой художественной культуры;
 шедевры мировой художественной культуры;
 особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
 узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением.
 устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
 пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
 выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
 выбора путей своего культурного развития;
 организации личного и коллективного досуга;




выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.

Список цифровых образовательных ресурсов:
ЭСУН «История искусства» 10-11 класс
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,
« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»
« История древнего мира и средних веков» электронный вариант
Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
«Архитектура»
Учебники:
Данилова Г.И. Искусство. Базовый уровень 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа»,
Данилова Г.И. Искусство. Базовый уровень 11 класс. Москва, изд-во «Дрофа», .

Тематическое планирование по мировой художественной культуре в 10 (11) классе (36 часов)
№
1

Тема урока
Первые
художники
Земли

Колво
часов

1

Содержание
Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная
магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического
орнамента в произведениях изобразительного искусства.
Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и
представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка и танец.
АРХАИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОЛЬКЛОРА. МИФ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2-3

Архитектура
страны
фараонов.

4

Изобразительное 1
искусство
и
музыка Древнего
Египта
Художественная 1
культура
Древней
и
Передней Азии
(Междуречья)
Искусство
1
доколумбовой
Америки

5

6

2

7

Золотой
Афин

8

Архитектура
1
древнего Рима
Театральное
и 1
музыкальное
искусство
античности
Мир
2
византийской
культуры

9

1011
1213
1415
1617
18
19

век 1

Архитектурный
облик Древней
Руси
Изобразительное
искусство и
музыка Древней
Руси
Архитектура
западноевропейс
кого
средневековья
Изобразительное
искусство
средних веков
Театральное
искусство и

2

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в
Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из
чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового
царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.
Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в
искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и
ЛУКСОРА.
СТУПА В САНЧИ, ХРАМ КАНДАРЬЯ МАХАДЕВА В 139 КХАДЖУРАХО МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Особенности художественной
культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона .
изобразительное искусство и музыка. КХАДЖУРАХО - МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ
ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Оригинальность и самобытность художественной культуры доколумбовой
Америки. ОТРАЖЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МАЙЯ И
АЦТЕКОВ В АРХИТЕКТУРЕ И РЕЛЬЕФЕ (ПАЛЕНКЕ, ТЕНОЧТИТЛАН).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Парфенон –
главное украшение Акрополя. Слияние восточных и античных традиций в
эллинизме (Пергамский алтарь).
Символы римского величия: РИМСКИЙ ФОРУМ, КОЛИЗЕЙ, Пантеон.
Театрализованное действо. Музыкальное искусство античности

София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в
восточном христианстве. Значение культуры Византийской империи.
Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры.
Искусство мозаики и иконописи
Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская,
новгородская, московская школа). КОСМИЧЕСКАЯ, ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ,
ВРЕМЕННАЯ СИМВОЛИКА ХРАМА. Ансамбль московского Кремля

1

Икона и иконостас (Ф. ГРЕК, А. Рублев).

1

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи.
Готический собор - как образ мира. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ЗАПАДНОЙ
ЕВРОПЫ

1

Скульптура романского стиля и готики, ее тесная связь с
архитектурой. Искусство витража.

1

Литургическая драма, средневековый фарс. МОНОДИЧЕСКИЙ СКЛАД
СРЕДНЕВЕКОВОЙ

МУЗЫКАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

2021
2223
24

25
26

27
28
29
30
3132

3334
3536

музыка средних
веков
Индия —
«страна чудес»
Художественная
культура Китая
Искусство
Страны
восходящего
солнца (Япония)
Художественная
культура ислама
Флоренция —
«колыбель»
итальянского
Возрождения
«Золотой век»
Возрождения.
«Золотой век»
Возрождения.
«Золотой век»
Возрождения.
Возрождение в
Венеции
Северное
Возрождение.
Живопись
нидерландских и
немецких
мастеров.
Музыка и театр
эпохи
Возрождения
Итоговый зачет.
Творческая
итоговая работа

ОБРАЗЫ ДРЕВНЕГО МИРА, АНТИЧНОСТИ
КУЛЬТУРЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭПОХ.

И

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В

1

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии

1

Значение
ВОПЛОЩЕНИЕ
МИФОЛОГИЧЕСКИХ
И
РЕЛИГИОЗНОНРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КИТАЯ В ХРАМЕ НЕБА В ПЕКИНЕ.

1

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. ФИЛОСОФИЯ И
МИФОЛОГИЯ В САДОВОМ ИСКУССТВЕ ЯПОНИИ.

1

МУСУЛЬМАНСКИЙ ОБРАЗ РАЯ В КОМПЛЕКСЕ РЕГИСТАНА (ДРЕВНИЙ
САМАРКАНД).

1

Эстетика итальянского Возрождения. Художественная культура Ренессанса.
Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре
Флоренции.,).: КОМПЛЕКС ФОНТЕНБЛО..

1

Бунтующий гений Микеланджело

1

Леонардо да Винчи, художественный мир

1

Рафаэль – первый среди великих

1

художественный мир ТИЦИАНа. Архитектурный облик Венеции.

1

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. МАСТЕРСКИЕ ГРАВЮРЫ
ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ Я. ВАН ЭЙКА;,БОСХ, БРЕЙГЕЛЬ

1

РОЛЬ ПОЛИФОНИИ В РАЗВИТИИ СВЕТСКИХ И КУЛЬТОВЫХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ Театр У. Шекспира. Историческое значение и
вневременная художественная ценность идей Возрождения

Джотто, Боттичелли, Донателло.

А.

ДЮРЕРА

Тематическое планирование по МХК в 12 классе (18 часов)
№
п/п

1

Тема урока
Стилевое многообразие
искусства
XVII- XVIII в.в
Архитектура барокко

Колво
часов
1
1

2
3
4
5-6
7
8
9

Изобразительное
искусство барокко
Классицизм
в
архитектуре Западной
Европы
Шедевры классицизма
в архитектуре России.
Изобразительное
искусство классицизма
и рококо
Реалистическая
живопись Голландии
Русский портрет
XVIII в.
Музыкальная культура
барокко

1

Композиторы Венской
классической школы

1

Романтизм.

1

Изобразительное
искусство романтизма
Реализм
–
художественный стиль
эпохи
«Живописцы счастья»
(художники
имперессионизма

1

Многообразие стилей
зарубежной музыки

1

Русская музыкальная
культура

1

Русский драматический
театр

1

1
1
1

Содержание
Художественная культура Нового времени
Стили и направления в искусстве Нового времени. Человек и
новая картина мира.
Изменение мировосприятия в эпоху Барокко. Архитектурные
ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей
(Ф.Б. Растрелли);
Скульптура и живопись, основная тематика (П.П. Рубенс –
король живописи).
Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли ПАРИЖА,
Версаля, Петербурга).
«Строгий стройный вид» Петербурга «Архитектурный театр»
Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков
От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.Л.
ДАВИД, К.П. Брюллов, А.А. ИВАНОВ).

1

Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн).

1

У истоков портретного искусства. Шедевры русских
портретистов
Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере Барокко.
Высший расцвет свободной полифонии (И.С. Бах).

1

10
11
12
13
14

Формирование классических жанров и принципов
симфонизма в произведениях мастеров Венской классической
школы (В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен).
Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.
ШУБЕРТ, Р. Вагнер).
Романтизм в живописи (ПРЕРАФАЭЛИТЫ, Ф. Гойя, Э.
ДЕЛАКРУА, О. Кипренский).
Социальная тематика в живописи реализма (Г. КУРБЕ, О.
Домье, художники-передвижники - И.Е. Репин, В.И.
Суриков).
удожественные искания импрессионистов. Пейзажи
впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э.
Дега, О. Ренуара. постимпрессионизм (Ван Гог, П. СЕЗАНН,
П. ГОГЕН).).

15
16

17
18

Западноевропейская музыка романтизма. Романтический
идеал и его отражение в музыке Р. Вагнера, Ф. Шуберта, Ф.
Шопена, Г. Берлиоза, Музыка импрессионизма (К.Дебюсси)
Русская музыка романтизма. Зарождение русской
классической музыкальной школы. М. И. Глинка как
основоположник русской музыкальной классики.
Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А.
П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков.
Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского.
Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П.
С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический

Искусство символизма

1

Триумф модернизма

1ч

Архитектура: от
модерна до конструктивизма

1ч

Стили и направления
зарубежного
изобразительного
искусства
Мастера русского
авангарда

1ч

19

20

21

22
23
2829

1ч

Музыка ХХ в
Зарубежный театр
ХХ в.
Русский театр XX в.

1

СИНТЕЗ ИСКУССТВ XX в

1

3031

3233
34
3536

театр и его драматурги. М. С. Щепкин — выдающийся актер
и реформатор русской театральной сцены. «Русский
национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра
А. П. Чехова. Рождение МХТ
Художественные принципы символизма и его известные
мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в
живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э.
Борисова- Мусатова
Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века».
Создание новых художественных форм и образов, выработка
единого интернационального стиля в искусстве. Особенности
модерна в различных видах искусства.
Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и
шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта,
Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер.
Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О.
Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития
архитектуры конструктивизма
Разнообразие художественных направлений и стилей
изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П.
Пикассо. Сюрреализм С.Дали
Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича.
«Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин —
основоположник живописного конструктивизма
Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С.
Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке).
Основные пути развития зарубежного театра.
Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр
Б. Брехта. Творческие эксперименты К. С. Станиславский и В.
И. Немирович-Данченко как основоположники русского
театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я.
Таирова. Мастера современного отечественного театра
КИНЕМАТОГРАФ (С.М. ЭЙЗЕНШТЕЙН, Ф. ФЕЛЛИНИ),
ВИДЫ И ЖАНРЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ДИЗАЙН,
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И АНИМАЦИЯ, МЮЗИКЛ
(Э.Л. УЭББЕР). РОК-МУЗЫКА (БИТТЛЗ, ПИНК ФЛОЙД);
ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА (Ж.М. ЖАРР). МАССОВОЕ
ИСКУССТВО.

Культурные традиции
родного края.

Виртуальная экскурсия

Заключительные уроки

Итоговые учебные и творческие проекты

Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой
аттестации выпускников. Прописными буквами выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является
объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».