Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» г. Сысерть
РАССМОТРЕНО
Назаседании ШМС
Протокол №-1
От «30» августа 2019 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
___________Емельянова М.Н.
Приказ №-1/9-ОД От 30 августа 2019г.
Рабочая программа
Учебный предмет: Химия
Класс: 10-12
Учебный год: 2019-2020
Количество часов по учебному
плану
Учитель
Класс
В
неделю
в год
10
1 часа
36 часов
11
12
0,5 часа
0,5 часа
18 часов
18 часов
Микрюкова Л.И.
Пояснительная записка
Изучение химии на базовом уровне среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных
источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Методы познания в химии
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и
теории в химии. МОДЕЛИРОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
Теоретические основы химии
Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. АТОМНЫЕ ОРБИТАЛИ. S-, Р-ЭЛЕМЕНТЫ. ОСОБЕННОСТИ
СТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБОЛОЧЕК АТОМОВ ПЕРЕХОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Химическая связь
Ковалентная
связь,
ее
разновидности
и
механизмы
образования.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная
связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. ВОДОРОДНАЯ СВЯЗЬ.
Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Явления,
происходящие
при
растворении
веществ,
РАЗРУШЕНИЕ
КРИСТАЛЛИЧЕСКОЙ РЕШЕТКИ, ДИФФУЗИЯ, диссоциация, гидратация.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. РАСТВОРЕНИЕ КАК ФИЗИКОХИМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля
растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. СИЛЬНЫЕ И
СЛАБЫЕ ЭЛЕКТРОЛИТЫ.
ЗОЛИ, ГЕЛИ, ПОНЯТИЕ О КОЛЛОИДАХ.
Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая,
нейтральная, щелочная. ВОДОРОДНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ (PH) РАСТВОРА.
Окислительно-восстановительные реакции. ЭЛЕКТРОЛИЗ РАСТВОРОВ И
РАСПЛАВОВ.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Неорганическая химия
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов
неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения
металлов. ПОНЯТИЕ О КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОВ. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая
характеристика подгруппы галогенов.
Органическая химия
Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства
основных классов органических соединений.
Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы.
Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы
химических связей в молекулах органических соединений.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники
углеводородов: нефть и природный газ.
Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды,
одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Экспериментальные основы химии
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании.
Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды.
Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы
органических соединений.
Химия и жизнь
Химия и здоровье. ЛЕКАРСТВА, ФЕРМЕНТЫ, ВИТАМИНЫ, ГОРМОНЫ,
МИНЕРАЛЬНЫЕ
ВОДЫ.
ПРОБЛЕМЫ,
СВЯЗАННЫЕ
С
ПРИМЕНЕНИЕМ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ.
ХИМИЯ И ПИЩА. КАЛОРИЙНОСТЬ ЖИРОВ, БЕЛКОВ И УГЛЕВОДОВ.
ХИМИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. МОЮЩИЕ И ЧИСТЯЩИЕ СРЕДСТВА.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ СО СРЕДСТВАМИ БЫТОВОЙ ХИМИИ.
ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КАК СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ. ВЕЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОЛИГРАФИИ, ЖИВОПИСИ,
СКУЛЬПТУРЕ, АРХИТЕКТУРЕ.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на
примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
БЫТОВАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный
объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и
неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ,
химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации,
строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная,
азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен,
ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки,
искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип
химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах
неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к
различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической
системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных
классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства
изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу
химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической
реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических
и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (научно - популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической
информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из
разных источников.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
10 класс.
1 полугодие.
№
1.
Тема урока.
ПОВТОРЕНИЕ.
Электронная природа химических связей в органических соединениях.
Аналитическая контрольная работа.
ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ.
Количество часов
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Формирование органической химии как науки.
Основные положения теории химического строения органических веществ.
Тест.
Изомерия органических соединений. Контрольная работа.
УГЛЕВОДЫ.
АЛКАНЫ И ИКЛОАЛКАНЫ.
Электронное и пространственное строение аланов. Радикалы. Изготовление
моделей молекул углеводородов. Лаб. опыт №1
.Гомологи и изомеры алканов.
. Свойства алканов. Практическая работа № 1. Определение элементарного
состава органических соединений.
Получение алканов. Тест.
Циклоалканы. Самостоятельная работа.
АЛКЕНЫ И АЛКАДИЕНЫ.
Электронное и пространственное строение алкенов.
Изомерия и номенклатура алкенов.
Химические свойства алкенов.
Полиэтилен, его свойства и применение. Самостоятельная работа.
Получение и применение алкенов. Контрольная работа.
Практическая работа №2. Получение этилена и опыты с ним.
Итоговый зачёт за полугодие. Тема: «Предельные углеводороды.»
1.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 полугодие.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Тема урока.
Количество
часов
1
1
Понятие о диеновых углеводородов.
Природный каучук. Тест.
АЛКИНЫ.
Ацетилен и его гомологи. Строение и номенклатура.
Химические свойства и получение.
Решение задач.
АРЕНЫ.
Строение молекулы бензола и его гомологов, изомерия,
номенклатура.
Свойства Бензола и его гомологов.
Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.
Применение и получение бензола. Тест.
Генетическая связь между различными классами углеводородов.
Природные источники углеводородов.
Состав и переработка нефти. Опыт № 2 Ознакомление с коллекцией «
Нефть и нефтепродукты». Самостоятельная работа.
СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ.
Одноатомные предельные спирты: строение, номенклатура, изомерия и
физические свойства.
Химические свойства спиртов.
Получение и применение спиртов. Тест.
Многоатомные спирты. Свойства глицерина. Лаб. опыт №3.
Фенолы. Контрольная работа. Лаб. опыт №4
Классификация органических соединений.
Решение задач.
ЗАЧЁТ № 1.Тема: «Углеводороды».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
11класс.
№
Тема урока.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13
14.
15.
16.
17.
18.
Теория строения органических соединений.
Углеводороды. Повторение.
Кислородосодержащие органические вещества.
Сложные эфиры.
Жиры. Строение молекулы. Нахождение в природе.
Химические свойства жиров. Применение.
Углеводы. Глюкоза.
Сахароза.
Полисахариды. Крахмал.
Целлюлоза.
Практическая работа №5.
Амины.
Аминокислоты.
Белки. Строение молекулы, нахождение а природе.
Свойства белков.
Химия и здоровье человека.
Химия полимеров. Практическая работа №6.
Зачёт №1.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
12 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Тема урока.
Химический элемент. Нуклиды Изотопы. Закон сохранения массы и
энергии в химии.
Периодический закон и Периодическая система. Тест
Строение атомов. Валентные возможности атомов.
Основные виды химической связи.
Классификация химических реакций. Скорость химических реакций.
Самостоятельная работа.
Химическое равновесие и условия его смещения. Катализ. Тест.
Способы выражения концентрации растворов. Практическая работа
№1. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.
Общая характеристика и способы получения металлов. Тест.
Обзор металлических элементов А-группы.
Общий обзор металлических элементов Б –группы.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме
«Металлы».
Обзор неметаллов. Свойства и применение важнейших неметаллов
Тест.
Общая характеристика оксидов неметаллов и кислородсодержащих
кислот. Окислительные свойства серной и азотной кислот.
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме
«Неметаллы».
Итоговый зачет за год.
ЗАЧЕТ № 1.Тема: «Основные законы химии».
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1