Изобразительное искусство

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» г. Сысерть
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ:

На заседании ШМС
Протокол №-1

Директор школы
___________Емельянова М.Н.

От «30» августа 2019 г.

Приказ №-1/9-ОД От 30 августа 2019г.

Рабочая программа
Учебный предмет: Изобразительное искусство
Класс: 8
Учебный год: 2019-2020

Количество часов по
учебному плану
Учитель
Класс

В
неделю

в год

8

1 час

36 часов

Емельянова М.Н.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных
искусств:
изобразительных
(живопись,
графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
- освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —основа дизайна и
архитектуры (8 ч)
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего
обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности.
Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно,
линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск
уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и
статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его
художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции,
или «Внесём порядок в хаос!» Объёмно-пространственная и плоскостная композиции.
Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная.
Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм,

замкнутость и разомкнутость композиции (все вариации рассматриваются на
примереупражнений с простейшими формами — прямоугольники, квадраты). Прямые
линии и
организация пространства. Решение с помощью простейших композиционных элементов
художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и
сгущённость.Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости.
Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций.
Монтажность
соединений
элементов,
порождающая
новый
образ.
Цвет
—
элемент
композиционноготворчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение
локальногоцвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых
форм,доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Буква — строка — текст. Искусство шрифта.
Буква как
изобразительно-смысловой символ звука. Буква и
искусство
шрифта,«архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста.
Понимание
печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Логотип.
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования
вграфическом дизайне. Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их
соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображений и способы их
композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.В
бескрайнем
море
книг
и
журналов.
Многообразие
форм
графического
дизайна.Многообразие видов графического дизайна: от визитки до книги. Соединение
текста изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное
оформление книги,журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
В мире вещей и зданий
Художественный язык конструктивных искусств (8 ч)
От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных
композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание —
объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования.
Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы.
Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов
здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в
конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного
тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас
дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в
дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте.
Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне. Объект и
пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Композиция
плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического
изображения объёмов в пространстве при взгляде на них сверху.
Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Понятие чертежа как
плоскостного изображения объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар,
кольцо — цилиндр и т. д. Понимание учащимися проекционной природы чертежа.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Прочтение по рисунку простых
геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в
объёме и применение в пространственно-макетных композициях.
Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие
рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение
монохромного цвета.

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление
простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их
сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной
красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности
конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной
индустрии.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Рассмотрение различных типов зданий,
выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их
структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов
здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и
др.). Использование
элементов здания в макете архитектурного объекта.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов.
Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и
социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание
образного и рационального. Красота — наиболее полное выявление функции вещи. Форма
и материал. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из
которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития
технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника —
от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.). Цвет в архитектуре и
дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Эмоциональное и формообразующее значение
цвета в дизайне и архитектуре. Влияние и цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в
конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и
архитектуре. Психологическое воздействие цвета.
Влияние на восприятие цвета его нахождения в пространстве архитектурно-дизайнерского
объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости
цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура
цветового покрытия.
Город и человек
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 ч)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.
От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История
архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и
технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий,
их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание
пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и
архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.
Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и
рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и
ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Образ и стиль.
Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития
производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образностилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной
культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура.
Частный дом.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Архитектурная и градостроительная революция XX века. Её технологические и
эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.

Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня
материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации
ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски
новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.
Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая,
свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и
реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного
начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства.
Цветовая среда.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и
архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке
связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской
среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи,
«диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера.
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к
индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура:
гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры
общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственноконструктивного мышления. Технология макетирования путём введения в технику
бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина,
стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога,
газон и т. д.).
Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации
среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные
параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в процессе
коллективного макетирования чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Образ человека и индивидуальное проектирование (7 ч)
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа,
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образноличностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию
облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология,
мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию
имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек
моделирует современный мир.
Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурнодизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные
функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом
— мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Интерьер, который мы создаём. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и
цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образноархитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или

роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Создание
многофункционального интерьера собственной комнаты. Способы зонирования
помещения.
Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. Планировка сада, огорода,
зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые
архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и минипруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика,
садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты.
Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды.
Целесообразность и мода. Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и
манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия,
фасон.
Встречают по одёжке. Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и
манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодёжная субкультура и
подростковая мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде.
Философия «стаи» и её выражение в одежде. Стереотип и китч.
Автопортрет на каждый день. Лик или личина? Искусство грима и причёски.
Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и
сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики
и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности,
объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима,
парикмахерское дело, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и
контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «пабликрилейшенс», технологией
социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой.
Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное
моделирование желаемого облика.
Моделируя себя — моделируешь мир (обобщение темы)
Человек — мера вещного мира. Он — или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» —
имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир
и своё завтра. Роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной
составляющей, формирующей его социокультурный облик. Понимание места этих
искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.__

Тематическое планирование
№ п/п

1
2
3

Кол-во
часов
Архитектура и дизайн— конструктивные искусства в
ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт
человек Художник — дизайн — архитектура. Искусство
композиции — основа дизайна и архитектуры (8 ч)
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной
композиции, или «Внесём порядок в хаос!»
Прямые линии и организация пространства
Цвет — элемент композиционного творчества.

1
1
1
1

4
5
6
7-8

9
10
11
12
13
14-15
16

17
18-19
20-21
22
23-24
25
26-27

28

Свободные формы: линии и тоновые пятна
Свободные формы: линии и тоновые пятна
2. Буква — строка — текст. Искусство шрифта
Искусство шрифта
3. Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом
дизайне
4. В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна
В мире вещей и зданий Художественный язык
конструктивных искусств (8 ч)
1. Объект и пространство
От плоскостного изображения к объёмному макету
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
2. Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие
модуля
Важнейшие архитектурные элементы здания
3. Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объёмов и образ времени
Форма и материал
4. Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве
5. Город и человек Социальное значение дизайна и
архитектуры в жизни человека (11 ч)
1.Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого
2. Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна
3. Живое пространство города
Город, микрорайон, улица
4. Вещь в городе и дома
Городской дизайн
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной
среды интерьера
5. Природа и архитектура
Организация архитектурно-ландшафтного про рганизация
архитектурно-ландшафтного пространства
6. Ты — архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и
индивидуальное проектирование (7 ч)
1. Мой дом — мой образ жизни
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом

1
1

1
2

1
1
1
1
1
2
1

1
2
2
1
2
1
2

1

29
30
31
32
33
34-35
36

Интерьер, который мы создаём
Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй
2. Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные
принципы
дизайна
одежды
Встречают по одёжке
Автопортрет на каждый день
Моделируя себя — моделируешь мир(обобщение темы)
Моя галерея (итоговая выставка)

1
1

1
1
2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».