География

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» г. Сысерть
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМС
Протокол №-1
От «30» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
___________Емельянова М.Н.
Приказ №-1/9-ОД От 30 августа 2019г.

Рабочая программа
Учебный предмет: география
Класс: 8-9
Учебный год: 2019-2020
Количество часов по
учебному плану
Учитель
Класс
8
9

В
в год
неделю
1 час 36 часов
Степанова Н.В.
1 час 36 часов

Пояснительная записка
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть
направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы,
населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим
объектам и явлениям.

Требования к результатам обучения
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
географии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую
информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и
справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии
являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы,
населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и
целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков»
международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные
геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных
географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного
приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими
народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в
повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в
ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному
оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
• соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.

4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и
явления. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить
особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии
формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных
географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
• познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
• сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
• ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
• соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с
точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного,
практико- ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение
обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и
умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в
окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного
здоровья.

№ урока.

Тематическое планирование 8 класс
Требования федерального стандарта
Раздел /тема (количество уроков)

1

Россия на карте мира.
Диагностическая работа.
Практическая работа 1,2

2

Рельеф, геологическое
строение. Практическая работа
3

3

Минеральные ресурсы России.
Работа с контурной картой
Типы климатов России.
Практическая работа 4,5

4

5

6
7

Зависимость человека от
климата. Агроклиматические
ресурсы
Разнообразие внутренних вод
России. Реки.
Озера болота. Подземные воды,

Территория и акватория, границы,
особенности географического
положения, часовые пояса.

Особенности геологического строения
и рельефа, внутренние и внешние
процессы, оказывающие влияние на
рельеф. Минеральные ресурсы.

Планируемый

Результат

Выявлять особенности
географического положения
России, сравнивать Г.П. России с
другими странами, Определять
время по часовым поясам,
работать с контурной картой.
Знать геологическую историю
страны, факторы, влияющие на
рельеф, выявлять связь между
геологическим строением,
рельефом и минеральными
ресурсами.

Факторы, определяющие климат
России, климатические пояса и
закономерности, распределения их по
территории России. Влияние климата
на человека. Агроклиматические
ресурсы

Знать факторы, влияющие на
климат, уметь по карте
определять тип климата,
понимать, как климат влияет на
человека и жизнедеятельность.

Виды вод суши. Речные бассейны,
крупнейшие озера, болота, ледники,
подземные воды. Водные ресурсы.

Знать крупнейшие реки и озёра
страны, уметь показывать из на
карте. Понимать зависимость

8

9
10

ледники, многолетрняя
мерзлота. Водные ресурсы.
Работа с контурной картой
Образование почв и их
разнообразие

Почвенные ресурсы России.
Практическая работа 6
Растительный и животный
мир России. Охрана
растительного и животного
мира

Фактры образования почв, типы почв:
их свойства, зональность почв и её
причины. Значение почв и охрана
почв.

Растительный и животный мир России:
видовое разнообразие, факторы, его
определяющие. Биологические
ресурсы, их рациональное
использование. Растительный и
животный мир Сысертского района.

12.

Природно-ресурсный
потенциал России. Контрольная
работа.
Разнообразие природных
комплексов.

Природные условия России,
природные ресурсы, особенности
размещения природных ресурсов.
Природные ресурсы Сысертского
района. Природные комплексы. зоны,
высотная поясность.

13

Моря, как крупные природные
комплексы

Моря, как природный комплекс. Моря
России. Значение морей.

14

Природные зоны России.
Самостоятельная работа

15

Разнообразие лесов России и
безлесные зоны на юге России.
Тест.

Природные зоны России.
Географическое расположение,
Условия формирования, растительный
и животный мир, использование
человеком. Высотная поясность

16

Высотная поясность.

17
18

Практическая работа. (1).

11-

19 –
20.

21
22.
23

Прием зачета за 1 полугодие по
теме «Природа России»
Русская (ВосточноЕвропейская) равнина.
Природные комплексы Русской
равнины.
Кавказ – самые высокие горы
России.
Природные комплексы
Кавказа.
Урал – «Каменный пояс»

Сравнительная характеристика двух
природных зон России.
Географическое положение,
особенности природы, природные
комплексы, река Волга.
Проблемы рационального
использования природных ресурсов
Географическое положение,
особенности природы, природные
комплексы, высотная поясность.
Географическое положение, изменение

режима реки от климата и
рельефа, знать реки и озёра
Сысертского района.
Уметь выявлять основные факторы
почвообразования, главные типы
почв. Понимать взаимосвязь
почвы с другими факторами
природы. Оценивать почвенные
ресурсы страны и Сысертского
района.
Уметь выявлять факторы,
определяющие состав и
разнообразие органического мира
России, прогнозировать
последствия изменения
растительного и животного мира.
Понимать значение
растительного и животного мира
для человека.
Понимать причины разнообразия
природно-ресурсного потенциала
России.
Знать природные зоны России и
факторы их размещения. Уметь
показать их на карте. Объяснить
образование природной
поясности.
Знать моря России, уметь
показать их на карте, рассказать
об их использовании.
Объяснить причины разнообразия
природных зон, условия их
формирования, особенности
использования.
Иметь понятие о причинах
возникновения высотной
поясности, уметь показать горы с
разным типом высотной
поясности.
Уметь использовать различные
источники информации,
сравнивать, делать выводы.
Объяснить причины разнообразия
природных зон на Русской равние.

Знать, как сформировались
Кавказские горы, понимать
причины появления высотной
поясности.
Знать, как сформировались

24.

26

27.

28 –
29.

31

32

34

3536

Русской земли.
Своеобразие природы Урала.
Практическая работа 11

природных комплексов с севера на
юг, высотная поясность. Природные
комплексы и экологические проблемы
Урала.

Западно-Сибирская равнина.
Особенности природы
Природные ресурсы западносибирской равнины и условия
ее освоения. Географический
диктант

Географическое положение,
особенности природы, природные
зоны. Природные ресурсы и условия из
освоения.

Природные ресурсы Восточной
Сибири. Работа с конт.
Картами.
Природные ресурсы Восточной
Сибири и проблемы ее
освоения
Дальний Восток. – край
контрастов. Работа с конт.
Картой
Природные комплексы
Дальнего Востока

Географическое положение,
особенности природы, природные
зоны. История освоения. Природные
районы, Высотная поясность. Байкал.
Природные ресурсы и условия из
освоения.
Географическое положение,
особенности природы, природные
зоны. История освоения. Природные
районы. Природные ресурсы и условия
из освоения. Полуостров Камчатка.
Курильские острова.

Контрольная работа по теме
«Природные комплексы
России»
Влияние природных условий
на жизнь и здоровье человека.
Воздействие человека на
природу. Рациональное
природопользование.
Экологическая ситуация в
России
Практическая работа 15

Уральские горы, понимать
причины появления высотной
поясности и зональности
природных комплексов. Понимать
причины экологических проблем
и возможные пути их решения.
Уметь объяснить условия
образования природных зон,
знать каким природными
ресурсами обладает Западная
Сибирь, и каковы условия их
освоения.
Уметь объяснить особенности
климата, как климат влияет на
образ жизни населения.

Уметь объяснить особенности
геологической истории района,
влияние её на рельеф. Делать
выводы об особенностях
географического положения. Знать
о значении района для страны.
Понимать взаимосвязь человека
и
природа,
причины
экологических
загрязнений,
представлять пути
решения
экологических проблем. Уметь
работать
с
различными
источниками информации.

.

Тематическое планирование 9 класс
№
урока

№
урока
в
теме

Тема урока

Регионы России (10 часов)
1

1

Введение. Понятие «район», «районирование».
Районирование России. Характеристика географического и
экономического районов.

2

2

Великие равнины России. Восточно-Европейская равнина.

3

3

Великие равнины. Западно-Сибирская равнина.

4

4

Горный каркас России. Урок с использованием ИКТ

5

5

Мерзлотная Россия. Урок с использованием ИКТ

6

6

Пр.р. № 1 «Черты природы Восточной и С. Восточной Сибири».

7

Экзотика России. Северный Кавказ и Крым.

8

Экзотика России. Д. Восток.

9

9

Экологическая ситуация и безопасность России.

10

10

Контрольная работа № 1 по теме: «Регионы России».

7
8

Европейская Россия (36 часов
Тема 1. Центральная Россия (6 ч)
11

1

Пространство Центральной России, особенности природы.
Освоение территории и население.

13

3

Центральный район: народные промыслы России..
Центральный экономический район: состав, население, хозяйство,
проблемы.
Москва- столица России и Подмосковье.

14

4

Волго-Вятский район: природные особенности

15

5

Центрально-Черноземный район: особенности, хозяйство и проблемы.

16

6

Контрольная работа № 2 по теме «Центральная Россия».

12
2

Тема 2. Северо-Запад (3 ч)
17
18
19

1

Пространство Северо-Запада.
Северо-Запад: население и города.

2

Северо-Запад: хозяйство.

3

Санкт-Петербург – вторая столица России.
Тема 3. Европейский Север (2ч)

20

1

Пространство Европейского Севера.
Практическая работа № 2 «Оценка природно-ресурсного потенциала
района на основе тематических карт»

21

2

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

Тема 4. Европейский Юг (2ч)
22

1

Пространство Европейского Юга.
Европейский Юг: население и города.

23

2

Европейский Юг: хозяйство и перспективы
Европейский Юг - рекреационная зона.
Тема 5. Поволжье (2 ч)

24

1

Пространство Поволжья, освоение территории, природные условия и
ресурсы.

2

Поволжье: население и города, хозяйство.
Проблемы Поволжья.

25

Тема 6. Урал (4 ч)
26

1

Пространство Урала, население и города.

27

2

Пр.р.№ 3«Оценка природных ресурсов Урала».
Урал: современное хозяйство.

28

3

Проблемы развития Урала.

29

4

Контрольная работа № 3 по теме «Европейская Россия».

Азиатская Россия (5 часов)
Тема 7. Сибирь (3 ч)
30

1

Пространство Сибири, освоение территории, население

31

2

Западная Сибирь: состав, ЭГП, ресурсы.
Хозяйство

3

Восточная Сибирь: состав, ЭГП, природные условия и ресурсы. Байкал.
Хозяйство.

32

Тема 8. Дальний Восток (7 ч)

33

1

Пространство Дальнего Востока, природные условия и ресурсы.

34

1

Дальний Восток:хозяйство.

35

1

36

1

Контрольная работа № 4 по теме «Азиатская Россия»
Заключение .Соседи России. Россия в мире


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».